Чехия — одна из немногих стран Евросоюза, занявших критическую позицию по вопросу миграционной политики объединенной Европы. Как известно, наиболее радикальным и нестандартным критиком политики Брюсселя является Венгрия. Именно эта центральноевропейская страна не только обозначила жесткую линию в отношении массового завоза мигрантов и т.н. «беженцев» из стран Азии и Африки, но и продемонстрировала несогласие с позицией Евросоюза в отношении России и «крымского вопроса». Прага, конечно, не столь радикальна, как Будапешт. Но действующего президента Чехии Милоша Земана можно отнести к тем европейским политикам, которые не боятся высказывать свою точку зрения, которая существенно отличается от позиций руководства Евросоюза и европейских держав. В соответствии с чешской Конституцией, президенту страны отводится скорее представительская роль. Тем не менее, Милош Земан постоянно напоминает о себе заявлениями, которые очень не нравятся руководству Евросоюза. Экономист по профессии, Милош Земан пришел в «большую политику» почти в пятьдесят лет, в 1993 году (а он родился в 1944 году), возглавив Социал-демократическую партию. Затем, в 2007 году, он из партии ушел, что не помешало его дальнейшему политическому взлету. В 2013 г. Милош Земан был избран президентом Чехии. Можно выделить несколько основных пунктов позиции Земана, которые делают ее нестандартной и оппозиционной относительно линии руководства Евросоюза.Во-первых, Милош Земан занимает дружественную позицию по отношению к России. Для лидера восточноевропейской страны это нетипичное поведение, особенно если учитывать, что, например, та же Польша и ее руководители настроены к России достаточно враждебно. Уже после начала войны на Донбассе, в 2015 году, Милош Земан стал одним из немногих глав государств, посетивших Москву 9 мая — в день семидесятилетия Великой Победы. По словам Земана, его визит в российскую столицу в эти дни был вызван необходимостью почтить память миллионов советских людей, павших в годы войны. Отметим, что многие другие европейские лидеры от визита в Москву, несмотря на важность даты, воздержались — не хотели идти вразрез с общей линией Евросоюза. Земан выступает за отмену въездных виз в Чехию для граждан Российской Федерации, поскольку считает, что это продуктивно скажется на развитии чешской экономики, так как будет привлекать в страну предпринимателей — инвесторов и российских туристов. Кроме того, Земан — противник вступления Украины в НАТО и вообще относится к современному украинскому руководству и проводимой им политике достаточно прохладно.
Во-вторых, что еще более интересно, Милош Земан — один из немногих европейских политиков, кто не стесняется открыто говорить о такой колоссальной проблеме современной Европы как массовая миграция из стран «третьего мира». Чешский президент выступает с резкой критикой миграционной политики Евросоюза, при этом не стесняется объяснять причины такого отношения к массовой миграции — Земан считает, что мигранты из стран Ближнего Востока и Африки угрожают европейской культурной идентичности, так как являются носителями совершенно иной культуры. На самом деле, в этой позиции нет никаких проявлений расизма или шовинизма — действительно, мигрантам из многих африканских и азиатских стран сложно ужиться с коренным населением европейских государств. Это приводит к многочисленным проблемам, включая рост преступности, межнациональные столкновения. Всего этого могло бы не быть, если бы руководители европейских государств более ответственно подходили бы к вопросам миграционной политики. Позицию Земана разделяют и многие другие чешские политики. В этом нет ничего удивительного. Маленькая Чехия боится, что не справится с тем потоком мигрантов, который направляется в Европу и который руководители Евросоюза хотят разделить между европейскими странами, определив для каждой из них определенные квоты на прием мигрантов. Так, вице-премьер и министр финансов Чехии Андрей Бабиш в одном из интервью заявил, что мигранты несут опасность Европе, поскольку не интегрируются в европейское общество. Бабиш считает, что нелегальная миграция в страны Европы должна быть остановлена еще в Турции. Тем более, что турецкое руководство получило значительные финансовые средства от Евросоюза именно на решение проблем проникновения мигрантов в Европу. Кроме того, Бабиш отметил, что те европейские страны, которые хотят принимать мигрантов, должны организовать их доставку самолетами из Турции, не затрагивая при этом интересов других европейских государств, не желающих пребывания нелегальных мигрантов и «беженцев» на своей территории. Чешский вице-премьер обратил внимание на саму нелогичность сложившейся ситуации, когда «беженцы» и мигранты получают едва ли не большие права, чем сами европейцы, которых власти европейских государств заставляют приспосабливаться к присутствию инокультурных мигрантов на своей территории. Кстати, это действительно серьезная проблема. Например, политики некоторых скандинавских стран не стесняются обращаться к женщинам, чтобы те носили одежду, которая не будет «провоцировать» приезжих. Получается, что интересы мигрантов изначально ставятся выше, чем интересы и образ жизни местного населения. Также Бабиш подчеркнул, что в европейских странах в последние годы нарастает разница между официальным курсом политического руководства, который находит отражение в публикациях в средствах массовой информации, и общественным мнением, которое отнюдь не приветствует чрезмерную терпимость по отношению к мигрантам. Чешский президент Милош Земан считает, что появление в Европе большого количества африканских и азиатских мигрантов не несет для европейских стран ничего хорошего. Именно в этом заключается и одна из главных причин активизации в европейских странах религиозных экстремистов и террористов. «Вылечить» Европу от экстремизма и терроризма, по мнению Земана, можно лишь путем депортации большинства нелегальных мигрантов. Как отмечает чешский президент, если мигранты смогли сами приехать в Европу, то они точно также смогут и из нее уехать. Он обращает внимание на то, что большую часть мигрантов составляют молодые мужчины трудоспособного возраста. Такие социально-демографические особенности миграции несут за собой угрозы как европейским странам, так и странам — донорам миграции.
Если в европейских государствах повышается уровень социальной нестабильности, растет конкуренция на рынке труда, увеличивается преступность, появляются незнакомые европейцам до этого религиозно-экстремистские группировки, то в странах Азии и Африки, откуда мигранты едут в Европу, отток большого количества трудоспособного населения тоже не влечет за собой ничего хорошего. Вместо того, чтобы бороться за улучшение жизни в своих странах, мигранты едут в Европу. Многие из них предпочитают не работать, а осознанно выбирают для себя жизненную стратегию социального паразитирования. Тем более, что Евросоюз обеспечивает достаточно щедрую материальную поддержку мигрантов — достаточно лишь подтвердить свой статус «беженца», а сделать это человеку из «неблагополучной» страны вроде Сомали или Судана достаточно просто. Правда, и сам Милош Земан в интервью журналистам российского издания «Лента.ру» отмечает, что надо проводить разницу между людьми, которые действительно спасаются от вооруженных конфликтов на родине, то есть — настоящими беженцами, и экономическими мигрантами, которые выдают себя за беженцев. Появление миллионов мигрантов, не желающих работать, учиться, интегрироваться в европейское общество и принимать стандарты поведения, характерные для европейских народов, несет за собой серьезную угрозу социальному порядку и культурной идентичности европейских государств. Надо быть слепцом, чтобы это не понимать. Но, похоже, в Европе большая нехватка адекватно мыслящих политиков. Так, одним из главных аргументов сторонников массовой миграции всегда оставался тезис о «вымирании» европейского населения и необходимости повышения доли молодых людей за счет прибывающих мигрантов. Но те мигранты, которые не собираются работать и интегрироваться в европейские общества, вряд ли могут принести своим присутствием какую-либо пользу европейским государствам — скорее, только вред. Действительно, в европейских странах существует большая демографическая проблема. К тому же, общий рост уровня жизни и благосостояния населения влечет за собой нежелание европейцев заниматься неквалифицированным и непрестижным трудом. Мигранты в этой ситуации становятся «палочкой — выручалочкой» европейского рынка труда. К примеру, в той же Чехии существует нехватка примерно 120-150 тысяч работников. Руководитель Союза промышленности и транспорта Чехии Ярослав Ганак подчеркивает, что демографическая ситуация будет способствовать только росту потребностей страны в трудовых ресурсах. Однако, он советует покрывать недостаток работников привлечением мигрантов из таких стран как Украина, Белоруссия, Молдавия и Вьетнам. Кстати, и сам президент Милош Земан отнюдь не является ксенофобом, отрицающим саму необходимость миграции. Он прекрасно понимает, что в современном мире нельзя отгородиться «железным занавесом» от других стран, да и не выгодно это в экономическом и культурном отношении. Но надо делать разницу между самими мигрантами, и эта разница должна основываться на анализе качества человеческих ресурсов. В интервью «Ленте.ру» Милош Земан отметил, что не имеет ничего против миграции в Чехию выходцев из Украины, России, Белоруссии, Сербии и даже Вьетнама. То есть, позиции трезво мыслящих политиков и предпринимателей Чехии, как мы видим, совпадают. Они хотят видеть в Чехии трудолюбивых и беспроблемных мигрантов из соседних стран Восточной Европы, либо — из стран Дальнего Востока. Со славянскими странами понятно — они все же близки по языку и культуре, а к мигрантам из Вьетнама и других стран Восточной и Юго-Восточной Азии отношение в Европе вполне дружественное именно потому, что эти мигранты и сами демонстрируют свой вполне миролюбивый и трудолюбивый настрой. Вьетнамские, тайские, филиппинские мигранты приезжают в Европу работать и зарабатывать, работают, в большинстве своем, честно и много, а главное — не создают проблем для местного населения, не являются основным источником криминала и межнациональных проблем.
Наконец, даже с чисто прагматической точки зрения массовый завоз мигрантов из стран Северной Африки и Ближнего Востока не представляет никакого интереса для чешской экономики. Дело в том, что среди мигрантов из этих стран практически нет квалифицированных специалистов, способных восполнить нехватку рабочей силы. На неквалифицированных и непрестижных работах эти мигранты также не желают работать, рассчитывая прокормиться за счет социальной помощи, мелкого криминала или, в лучшем случае, мелкой торговли. Но является ли рознично-торговая деятельность немногих из этих мигрантов вкладом в экономическое развитие страны? Тем более, вкладом настолько серьезным, ради которого можно терпеть все остальные вызовы и риски, связанные с неконтролируемой массовой миграцией. Конечно, и в Чехии достаточно многочисленны и влиятельны силы, заинтересованные в том, чтобы страна согласилась с официальным курсом Евросоюза и стала принимать большое количество африканских и азиатских мигрантов. Но пока их усилия по изменению общественного мнения сталкиваются с резко негативной реакцией как общества, так и большинства трезво мыслящих политиков. К примеру, бывший руководитель военной разведки чешской армии Андор Шандор посоветовал миграционным службам делать различие между мигрантами, прибывающими из стран Европы, и афроазиатскими мигрантами. По словам Шандора, мигранты из той же Украины, живущие и работающие в Чехии, не представляют угрозы безопасности чешского государства, чего нельзя сказать о мигрантах из стран Ближнего Востока, которые могут быть связаны с радикальными и террористическими группировками. Таким образом, мы видим, что чешское руководство не спешит следовать официальному курсу Евросоюза. В чешском обществе возможность завоза большого количества инокультурных мигрантов также оценивают крайне негативно. Однако, есть ли у Чехии, как и у других восточноевропейских государств, политический и экономический потенциал для того, чтобы долгое время противостоять официальной линии Брюсселя? Сколько еще времени смогут отстаивать свою позицию чешские лидеры, прежде чем будут вынуждены смириться с политикой Евросоюза, определяемой «большими странами» Европы? Многое здесь, впрочем, зависит и от того, кто будет находиться у власти во Франции и Германии — странах, играющих ключевую роль в европейской политике.
Автор: Илья Полонский Совершенно другая ситуация — с мигрантами из стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока. Большинство из них представляет собой потенциально конфликтогенную среду, практически не намеренную ассимилироваться и принимать правила поведения европейских обществ, демонстрирующую презрение или враждебность по отношению к европейцам. Именно эти группы мигрантов являются основным источником таких негативных явлений как уличная преступность (грабежи, изнасилования), религиозный экстремизм и терроризм (большинство терактов совершается выходцами из североафриканских или ближневосточных государств, связанными с международными террористическими организациями или симпатизирующими им). Кроме того, эти группы мигрантов, являясь носителями совершенно иного культурного кода, демонстрируют отношение к женщине, неприемлемое в европейском обществе. Достаточно вспомнить события в Кёльне и некоторых других европейских городах.
Комментарии (0)