Феномен цивилизационного варварства, к сожалению, очень мало исследован и очень плохо изучен. Этот враг многолик и очень опасен. Он гораздо опаснее варварства нецивилизованного. Варвары нецивилизованные были вооружены лишь самодельным холодным оружием, а варвары цивилизованные используют самые различные достижения прогресса техники в сфере вооружений. Для цивилизованных варваров характерно то же пренебрежительное и чисто утилитарное отношение к культуре, что и у их нецивилизованных исторических предшественников. Но возможностей для уничтожения культуры и цивилизации у них гораздо больше.
. Нецивилизованные варвары были близки к природе и кормились от нее, а цивилизованные варвары не только далеки от нее, но и варварски уничтожают и загрязняют ее до такой степени, что она перестает родить и становится угрозой самому человеческому существованию. Но самое ужасное заключается в том, что цивилизованные варвары делают с человеком. Истребительные войны, массовые убийства, геноцид, вспышки насилия, беззаконие, нарушения прав человека, пытки, коррупция, диктаторские режимы, мафиозные организации, преступность, дикие верования, терроризм – вот далеко не полный перечень проявлений цивилизационного варварства. К таким проявлениям относятся и пьянство, наркомания, бескультурье, ограничение человеческой жизни «симулякрами» потребления, псевдоценностями, на приобретение которых массы людей тратят свою жизнь, не замечая, что они при этом используют блага цивилизации в рамках образа жизни, подобного животному существованию. Как это ни парадоксально, потребительская ориентация жизнедеятельности мешает качественному потреблению, предполагает варварский, нездоровый уклад жизни, побуждает к излишествам, которые вредят здоровью человека, сокращают человеческую жизнь, наполняют ее болезнями, страданиями, страхами, депрессиями. . Конечно, тяга к безудержному потреблению и ограничение им своих жизненных интересов является наиболее безобидной и наименее опасной формой цивилизационного варварства. Люди вправе выбирать свой образ жизни. К тому же, ограничивая свой человеческий потенциал потребительскими интересами, они участвуют в рыночной экономике и создают материальные блага, осуществляют услуги для других людей, способствуя тем самым материальному прогрессу общества. И все же потребительское отношение к жизни как бы обкрадывает самого человек, сужает его жизненный кругозор, обрекает на унылое, бессмысленное, бездуховное существование. Мещанская серость жизни побуждает таких людей «скрашивать» жизнь далеко не лучшими продуктами цивилизации и культуры, обусловливает их приверженность к суррогатам духовности – к диким мистическим культам, паранаучным верованиям, некритическому восприятию всякого рода сенсаций, рекламы, популистской политической идеологии и т.д. Потребительские ориентации предрасполагают людей к ограничению культурных потребностей развлекательной массовой культурой, к потреблению различного рода наркотиков, к нездоровому образу жизни. Результатом становится множество заболеваний, тяжкие страдания и ранняя смерть. Но не сам ли человек наказывает себя за приверженность к различным формам цивилизационного варварства, торжества животного начала над человеческим? И разве не прав американский поэт Томас Стернс Элиот, который назвал деградировавший в животном существовании тип людей «суини эректус» – свинья прямоходящая? . Все это, конечно, не означает, что человек должен подавлять свое природное животное начало, идя по пути аскетического умерщвления тела. Наоборот, необходимо развивать тело в гармоническом единстве с развитием духа. Умерщвление тела – такое же варварство, как и умерщвление духа в погоне за ублажением тела. Единственной возможной альтернативой цивилизационному варварству является цивилизованный гуманизм. Каждый человек может и должен победить в себе варвара и помочь в этом другим людям, в том числе и на уровне общества, в котором он живет. Путь к победе над варварством лежит через личное усовершенствование человека и социально организованное усовершенствование цивилизации. По мере естественноисторического прогресса человеческой цивилизации были уже достигнуты немалые успехи в ограничении цивилизованного варварства. Человеческая цивилизация становится менее варварской и более гуманной. . С 1945 года на планете нет мировых войн, доживают свой век и исчезают с лица Земли последние тоталитарные режимы. Возрастает качество жизни больших масс людей. Постепенно распространяются и закрепляются в политических институтах идеи демократии, правовой государственности, разделения властей, осуществления прав человека. Цивилизационное варварство слабеет, поскольку по своей природе оно есть побочный продукт столкновения социально организованных мобилизационных структур и борьба этих структур за вещественно-энергетические ресурсы принимает все менее разрушительные, все более цивилизованные конкурентные формы. . Но никакая демократия и никакой социальный прогресс не могут автоматически обеспечить преодоление варварского состояния многих форм человеческих социальных отношений. Высокий уровень свободы, обеспечиваемый демократическими институтами, открывает и возможности для использования этой свободы против свободы других людей, для осуществления варварских, бесчеловечных целей и действий. Выбор между варварским и гуманистическим образом жизни зависит от каждого человека. Поэтому так важно распространение идей самопреобразования человека, научно-эволюционного мировоззрения, научно-гуманистической веры в творческие возможности человека. . В томе, который мы представляем сейчас вниманию читателей, мы изложили основы научных знаний о природе Космоса, жизни и человека в популярном и одновременно и одновременно философско-исследовательском освещении. Это предопределило две основные задачи, поставленные автором – просветительскую и исследовательскую. Решение просветительской задачи потребовало максимальной простоты, доходчивости и публицистичности изложения, вовлекающего читателей в совместное с автором постижение эволюции природы. Мы пригласили читателя как бы в своеобразное туристическое путешествие, в ходе которого посетили самые драматичные моменты ее истории, связанные с происхождением космических образований, жизни и человека. Решение исследовательской задачи заключалось в обосновании общей теории эволюции и целого ряда новых взглядов на космическую, биологическую и человеческую эволюцию. Мы предложили философско-методологические основы для дальнейшего развития негеоцентрической теории Космоса, негеноцентрической теории эволюции жизни на Земле, создания нового эволюционного синтеза в биологии. Мы показали ведущую роль биологической работы и ее взаимодействия с естественным отбором в происхождении и преобразовании видов живых организмов, в происхождении и преобразовании человека. Отсюда вытекает «сумасшедшая» идея о возможности нового антропогенеза, гуманистического преобразования и усовершенствования человека посредством целенаправленных вложений им труда в самого себя и становления его в качестве творца самого себя и мира вокруг себя. Человек становится последовательным созидателем своего здоровья и здоровья общества, в котором он живет. Для этого необходимо разработать и последовательно развивать соответствующую научную основу. . Таким образом, решение исследовательской задачи неразрывно связано с решением задачи просветительской. Мы предвидим возникновение нового Просвещения, гораздо более глубокого, чем Просвещение XVIII века. Потребность в новом Просвещение обусловлена сложившейся ситуацией в современной культуре, глобальным кризисом культуры, который не имеет прецедентов по своей длительности и глубине. Симптомами этого кризиса являются массификация и коммерциализация культуры, крайняя специализация образования и науки, развлекательная направленность искусства, падение престижа и влияния философии как хранителя универсального знания и инициатора поисков универсального осмысления бытия, размывание элиты и утрата ее роли ценителя и усвоителя сложных произведений высокой гуманистической культуры. . Пространство культуры, информационное пространство, средства массовой информации, Интернет засорены дикими, варварскими верованиями и суевериями, которые распространяются подобно инфекционным заболеваниям со скоростью компьютерных вирусов. Фашизм, ультранационализм, ультралевый радикализм, паранаука, фанатичные мистические культы постоянно возникают из недр дезориентированного массового сознания. Их взгляды охотно тиражируются многими СМИ потому, что они имеют коммерческий успех. Запретить все это невозможно, можно только создать этому конкурентоспособную альтернативу. Необходимо вернуть людям веру в прогресс, в возможности человека, возродить и упрочить доверие к науке, утвердить ее значение не только как источника конкретных знаний, полезных технико-экономических инноваций и совершенствования материальных благ, но и как источника высших духовных ценностей, смыслов и идеалов, основу усовершенствования самого человека и общества, в котором он живет. Необходимо изменить характер образования, придать ему более универсальный, философски осмысленный характер, укрепить гуманитарную составляющую, научно-мировоззренческую сторону современного образования. Образовательные системы во всем мире достигли больших успехов в формировании специализированного, односторонне развитого, частичного человека, придатка технических устройств для производства материальных вещей и услуг. Частичный массовый человек не обладает иммунитетом к варварским предрассудкам, его разум спит, порождая чудовищ, он легко подчиняет свои мысли и поступки варварским, бесчеловечным идеологиям и обслуживающим их теориям. «Знание – сила, – говорил Фрэнсис Бэкон. И кто отторгает от себя эту силу, тот становится жертвой псевдознания, подпадает под давление силы бредовых идей и невежественных помыслов». . Мы понимаем новое Просвещение как общественное движение, направленное от культурной творческой элиты к массе, вовлекающее широкие слои населения в пространство высокой гуманистической культуры, в поиск истины для усовершенствования человеческой жизни. Мы надеемся, что наша работа откроет долгий путь нового Просвещения, ведущий к эволюционному обновлению и расширению ноосферы – сферы деятельности по-настоящему разумного, просвещенного, постоянно совершенствующего себя человека.
Комментарии (0)