У белорусских властей нет даже попыток осмыслить сегодняшние вызовы и искать на них решения. Их задача - провести трансформации, ничего не меняя. В этом - главный тренд развития ситуации в стране на ближайший год.
Попытки остановить время и вместе с тем якобы что-то трансформировать, хаотично заимствуя чьи-то рецепты и идеи характерны практически для всех сфер. Исключение составляют те сферы, где видимо отчаяние достигло определенного предела.
К такому мнению пришли эксперты на презентации аналитического сборника "Белорусский ежегодник", которая прошла в Минске.
"Белорусский ежегодник" – это «ставшая традицией ежегодная коллективная акция экспертно-аналитического сообщества Беларуси по составлению, концептуализации и представлению летописи новейшей истории страны». Именно так позиционируют издание его создатели.
Также как и предыдущие книги, недавно изданный "Белорусский ежегодник 2017" представляет собой комплексный аналитический обзор событий и тенденций по развитию ситуации в Республике Беларусь.
Мы полистали "Ежегодник" и в нескольких частях представим основные тезисы. Первая часть касается внутренней политики и обороны.
© РИА Новости / Егор Еремов
Теперешняя ситуация. Коротко
Во внутренней политике принципиальных изменений в политической повестке минувшего года не происходило. Несмотря на углубление социально-экономического кризиса и связанные с ним заявки либерального крыла правящего класса на ограниченные рыночные реформы, деятельность правительства осуществлялась под знаком отрицания необходимости институциональных преобразований. В социально-экономической политике преобладали консервативные тенденции с выраженным императивом привязки людей к рабочим местам в неэффективном госсекторе.
Отсутствие предложений и действий по выходу из кризиса и реформированию экономики лихорадочно компенсировалось разнообразными контрольно-изымающими мерами (например, декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества"), в основе которых лежали идеологически мотивированные распоряжения руководителя государства и его администрации.
Об ограниченных изменениях можно говорить применительно к парламентским выборам 2016: политические партии получили в Палате представителей Национального собрания рекордное представительство начиная с 1995 года. Впервые с 2000 года депутатами стали представитель партийной оппозиции и гражданского общества. Уменьшилось количество представителей вертикали. Кроме того, в отношении власти к оппозиции нарушилась традиционная цикличность: ранее после президентских выборов власть резко наращивала репрессивные практики против своих оппонентов и поступательно их ослабляла к новому избирательному циклу. В 2016 году эта тенденция не наблюдалась, более того, представители широко понимаемой оппозиции были вновь допущены в госмедиа.
Однако все эти изменения, направленные на презентацию роста политического плюрализма, все же очень сложно назвать началом политических реформ, поскольку они не были последовательными и по старинке перекрывались изрядным количеством контрмер и ограничителей (включая финальные показатели представительства партий в парламенте, которого недостаточно для осуществления коллективной деятельности).
В экономике усилились негативные тенденции, отчетливо проявившиеся уже в 2014-2015 годах. К рецессии (которая приобрела устойчивый характер) и ухудшению финансового положения предприятий добавилось сокращение более чем на 20% поставок российской нефти, обусловленное комплексом политических и экономических разногласий между Минском и Москвой, что явилось одной из главных причин снижения ВВП Беларуси. Эксперты также констатируют ощутимое снижение социальных стандартов, ухудшение положения домашних хозяйств и рост социальной напряженности.
Эти и другие тенденции нашли соответствующее отражение в общественном сознании. Экономическое самочувствие оставалось нестабильным, отношение к власти стало более критическим, а желание перемен - более выраженным. Поскольку автоматического выхода из рецессии не произойдет, в 2017 году эксперты прогнозируют ее продолжение и, возможно, углубление. Наличные экономические условия - серьезные предпосылки для осуществления группы институциональных реформ, относительно которых, впрочем, высказываются весьма осторожные прогнозы, поскольку основой среднесрочного планирования правительства остается вера в улучшение региональной экономической конъюнктуры и получение внешних займов.
Одну из важнейших коллизий 2017 года предположительно задаст необходимость согласования возможных экономических преобразований и традиционно консервативной социальной политики, а также необходимость снижения социальной напряженности в обществе, явно обозначившейся весной 2017 года.
Во внешней политике Беларусь будет стремиться к сохранению самостоятельности (прежде всего в отношениях с Россией), однако возможность возобновления репрессивных практик против оппонентов режима, равно как и недостаточные дивиденды, которые Минск может извлечь из нормализации отношений с Западом, задают определенные ограничения в этом направлении.
Внутренняя политика. Подробнее
Администрация президента в ожидании чуда: нет кризиса - нет реформ
В течение 2016 года Администрация Лукашенко выступала полем ожесточенной номенклатурной борьбы между той частью истэблишмента, которая не верит в восстановление полноценной финансовой поддержки со стороны России и готова к определенным экономическим преобразованиям, чтобы быть меньше завязанными на российские дотации (условными "рыночниками"), и теми, кто считают, что кризис нужно переждать до восстановления внешнего финансирования, в принципе из любого источника (условными "консерваторами"), считая, что в силу тесных интеграционных связей Москва будет относится к своей западной соседке как к части РФ, сохраняя весь объем дотаций. По мере сокращения ресурсной базы и углубления кризиса белорусской модели высшему руководству страны приходится прилагать все больше усилий по сохранению текущего курса, пишет в своей статье магистр политических наук Николай Буров.
Несмотря на определенные успехи "реформаторов", принятие в июне новой программы социально-экономического развития продемонстрировало их неудачу. Их негласный символ Кирилл Рудый был отправлен послом в КНР.
Как и прежде, АП находится преимущественно под влиянием "консерваторов", поскольку "реформаторы" не смогли предложить более или менее внятную модель экономических преобразований без политических рисков.
Наблюдалась тенденция "закручивания гаек" в сфере деятельности вертикали и механического сокращения социального контракта (пропорционально сокращениям российских субсидий). Дефицит средств компенсируется за счет пересмотра социального контракта как с населением, так и с номенклатурой, включая силовой блок. Последнее обстоятельство значительно усиливает риски для системы с точки зрения как эффективности госуправления, так и контроля над политическим процессом. До сих пор АП стремилась "закрывать" проблемы половинчатыми мерами. 16 февраля на совещании о мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса в очередной раз прозвучал тезис об отсутствии кризиса, а значит, и необходимости существенных изменений системы.
В ходе V ВНС были озвучены предложения по оптимизации госаппарата, сформулированные АП. Внесенные предложения оказались довольно радикальными: сокращение штатов в 1,5-2 раза, резкое омоложение управленческих кадров и повышение престижа госслужбы. Реализация этих предложений означала бы серьезные потрясения в белорусской номенклатуре. Помимо провозглашаемой экономической составляющей, эти предложения содержали и политическую волю - ослабить позиции номенклатуры в условиях сокращения ресурсной базы, еще больше усилить ее зависимость от АП, повысить управляемость, предупредить возможные проявления нелояльности.
Важность этого политического подтекста возрастает в свете того, что оптимизация должна распространиться не только на гражданскую вертикаль, но и силовой аппарат. Безусловно, с экономической точки зрения необходимость сокращения (причем резкого) силовых ведомств назрела и перезрела. В ближайшие годы произойдет скачкообразный рост выходящих на пенсию силовиков, поступивших на службу при Лукашенко в условиях раздутых штатов. По сложившейся белорусской традиции, помимо пенсии, они потребуют и "теплых", необременительных рабочих мест. Повышение пенсионного возраста для данной категории только усугубило проблему - ведь увеличилась выслуга лет (со всеми положенными бонусами, включая и дальнейшее повышение в званиях), а также необходимость увеличить штат силовых органов (сохранить численность низшего и среднего звеньев + "отложенные" пенсионеры). С другой стороны, сокращение поддержки силовиков несет значительные политические риски для власти.
Тенденции:
- отказ от реформ, жесткий контроль;
- усложнение задачи балансирования АП между различными номенклатурными группировками в условиях возрастающего дефицита ресурсов;
- дальнейшая депрофессионализация аппарата госуправления;
- увеличение системных рисков ввиду разрушения социального контракта с номенклатурой, включая силовой блок;
- ослабление идеологической вертикали;
- ожидание чудесного выхода из кризиса.
Правительство: руководим по-старому
2016-й год явился годом интересных - хоть и ограниченных по сфере охвата - изменений в работе правительства Беларуси, а также усиливающейся реформаторской риторики его руководителей. Социальная политика тем временем становилась все менее согласованной с планируемыми изменениями. В целом деятельность правительства осуществлялась под знаком преобладания контрреформаторских, консервативных тенденций, отмечает политолог, докторант Лейденского университета, руководитель исследований проекта BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования) Инна Ромашевская.
В 2016 году начали нарастать противоречия между экономической и социальной политикой, проводимой белорусским правительством. Если экономический блок правительства осторожно провозглашает идеи либерализации экономической сферы, содействия бизнесу и эффективному распределению государственных финансов, то Министерство труда и социально защиты все больше "окапывается" в проведении консервативной политики, направленной на привязку людей к рабочим местам в неэффективном госсекторе. Можно предположить, что в будущем году это противостояние усилится. Без создания эффективной и всеохватывающей системы социальной защиты, способной смягчить последствия структурных преобразований экономики и создать базу для качественного рынка труда, эффекты "ловушки бедности" будут охватывать все больше районов страны.
Рост социальной напряженности в начале 2017 года во многом явился результатом непрозрачности и иррациональности принятия государственных решений, в основе которых лежат идеологически мотивированные распоряжения руководителя государства и его администрации.
Указ №78 "О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса РБ", подписанный президентом в феврале, добавил скептицизма относительно настроенности белорусских властей на реформы. Эксперты немедленно окрестили этот документ образцом wishful thinking (принятие решений на основании желаемого, а не действительного положения вещей): президент поставил перед правительством ряд целей, реалистичность выполнения которых оценивается, мягко говоря, как сомнительная.
Коротко основные положения документа выглядят так: правительству предприсывается проводить политику, в результате которой госпредприятия станут прибыльными, экспорт увеличится, себестоимость снизится, цены не будут расти, долговые обязательства будут погашаться вовремя, ежегодно будет создаваться 50 тысяч рабочих мест. Сам президент, обращаясь в конце февраля к правительству, посоветовал вместо реформ развивать материальное производство и продавать произведенные в Беларуси продукты.
Не встретив одобрения со стороны главы государства в части проведения реформ в экономике (их озвучивали президентский советник по экономике Кирилл Рудый, экс-премьер Михаил Мясникович), правительство предалось составлению планов до 2020 года. По плану социально-экономического развития Беларуст на 2016-2020 гг. ВВП страны начнет расти, экспорт товаров и услуг увеличится. Тот факт, что прогнозы относительно макроэкономических показателей на предыдущий период 2011-2015 гг. не осуществились ни по одному из 11 пунктов, не слишком смутил разработчиков программы и не подтолкнул правительство к работе над ошибками. В основе составленных правительством планов лежит надежда на рост цены на нефть (до 65 с 42 USD/баррель на момент публикации программы) и оживление российского рынка для белорусских товаров. При анализе программы создается впечатление, что разные части плана написаны разными организациями, обмен идеями между которыми не состоялся - в плане много очевидных нестыковок и противоречий.
Правительство разработало документы, в которых есть намеки на изменение подхода в работе с госслужащими. Например, в плане упоминается, что в перспективе госслужащие будунт наниматься на конкурсной основе в соответствии с прозрачными процедурами, проходить обучение в Беларуси и за рубежом в бизнес-школах с целью создания более эффективного государственного аппарата к 2020 году. Звучали планы по реформированию работы госаппарата, "глубокой модернизации функций правительства, с повышением его эффективности и качества госуслуг", однако традиционно обсуждение вернулось к инициативам более чем трехлетней давности - к "оптимизации", т.е. сокращению госаппарата, но таким образом, чтобы все попавшие под сокращение госсслужащие были трудоустроены.
Вместе с тем в 2016 году начали реализовываться несколько международных программ, связанных с повышением эффективности госуправление в Беларуси. Ожидается, что в совместной с Всемирным банком программе Министерство финансов модернизирует систему бюджетирования, повысит прозрачность бюджетных процессов и создаст информационную систему управление государственными финансами.
В мае стартовала программа "Развитие инклюзивного местного управления в РБ", финансируемая датским фондом DANIDA, который управляется Министерством иностранных дел этой страны. Проект реализуется ПРООН в Беларуси совместно с Академией управления, АП и Национальным центром законодательства и правовых исследований РБ. Целью проекта является вовлечение граждан в процесс принятия решений на местном уровне.
В 2017 году основными задачами правительства станут:
1) согласование экономических преобразований и социальной политики, способствующей более эффективному перераспределению рабочей силы в стране и защите уязвимых слоев населения
2) снижение социальной напряженности в обществе через диалог и повышение прозрачности принятия государственных решений
3) реорганизация работы госаппарата с целью снижения вмешательства в экономику и повышения качества государственного управления.
Тенденции:
- нарастание противоречий между реформаторскими инициативами министерств и ведомств "экономического блока" и консервативными установками "социального блока";
- належда на улучшение региональной экономической конъюнктуры и получение внешних займов как основа среднесрочного планирования деятельности правительства;
- попытки реформирования практик госуправления и повышения качества кадров на госслужбе, завершившиеся прежними инициативами "оптимизации".
Парламент: изменения без последствий
Маловероятно, что острожный эксперимент с политическим плюрализмом повлечет трансформацию функций и роли парламента. Вряд ли возрастет его политическая активность и законотворческая инициатива. Однако продолжится рост взаимодействия парламента с гражданским обществом и большее его включение во внешнюю политику, считает директор института политических исследований «Палiтычная сфера» Андрей Казакевич.
В 2016 году наиболее важным событием для парламента стали парламентские выборы. Несмотря на то, что сам характер избирательного процесса практически не изменился, результаты выборов продемонстрировали изменения в формировании состава Палаты представителей. По разным параметрам состав ПП сильно отличается от всех предыдущих, что свидетельствует об определенном эксперименте по реорганизации законодательного органа.
Впервые с 2000 года депутатами стали представители оппозиции и гражданского общества. Политические партии получили рекордное представительство с выборов 1995 года. 16 человек представляют 5 партий: 8 мандатов получила Коммунистическая партия Беларуси, по три мандата получили Республиканская партия труда и справедливости и Белорусская патриотическая партия, по одному мандату получили Либерально-демократическая партия и Объединенная гражданская партия.
Также впервые с 2004 года значительно изменилась возрастная структура депутатского корпуса в пользу депутатов в возрасте от 40 до 50 лет, что может означать отход от модели, по которой парламент выступает местом завершения административной и политической карьеры. Увеличилось представительство производственного сектора при сокращении количества представителей вертикали.
При этом сложно говорить про реальные политические последствия таких изменений. Если эти изменения и были направлены на увеличение политического плюрализма, то, как и многие другие попытки реформ в Беларуси, не были последовательными и перекрывались контрмерами. Партийное представительство осталось незначительным и недостаточным для коллективной политической деятельности. Большинство политических организаций (партии и "Белая Русь") не представлены в парламенте лидерами и руководителями. На руководящих постах доминируют представители исполнительной вертикали.
В парламенте не сформировались депутатские группы как основное проявление коллективной политической активности. Вероятно, что эксперименты на стадии формирования Палаты не будут иметь последствий на этапе политической реализации. Выборы также показывают неопределенный политический профиль "Белой Руси", влияние самой организации на депутатский корпус не прослеживается. Похоже, "Белая Русь" выступает не как политический субъект, а как сервисная организация по работе с кадрами - по аналогии с БРСМ для молодежи присутствие в рядам БР может способствовать дальнейшей политической или административной карьере, но это не значит влиятельности и существенного политического веса самой организации.
Парламент традиционно выполняет вспомогательную роль в проведении внешней политики Беларуси. Роль парламента не решающая, но важная для озвучивания позиции белорусского руководства на международном уровне, для влияния на дискуссии по белорусским вопросам, поддержки контактов с политиками и чиновниками разных стран и международных организаций. В 2016 году в международных контактах парламента в целом западный вектор доминировал над традиционным постсоветским направлением внешнеполитической деятельности. Такая тенденция сохранится впредь.
В законодательном процессе парламент последовательно придерживается определенной роли, которая предусматривает доработку и принятие законопроектов, разработанных правительством или АП. Активность самих депутатов в инициировании новых законов незначительная.
Тенденции:
- заметны изменения политической структуры: расширение представительства партий, наличие представителей оппозиции, омоложение депутатского корпуса, увеличение представительства производственного сектора;
- сохранение ключевых позиций за выходцами из вертикали, отсутствие проявлений коллективной политической активности депутатов, сохранение бюрократичного, а не политического характера депутатской деятельности. Отсутствие в парламенте лидеров и руководителей даже тех партий и организаций, которые получили депутатские мандаты;
- сохранение неопределенного и двусмысленного статуса "Белой Руси";
- доминирование европейского вектора во внешнеполитической деятельности.
Местные власти: усиление представительной вертикали и экономической ответственности
Скорее всего, республиканские власти будут подталкивать местных депутатов к более интенсивной работе с населением для снятия социального напряжения, что может стать одним из компесаторных механизмов возможного сокращения идеологического аппарата. Руководство некоторых регионов будет стремиться к укреплению горизонтальных связей и ассоциаций местных советов для участия в трансграничных проектах и привлечения дополнительного финансирования в регионы. Наибольшая трансформация затронет прежде всего самый низкий, первичный, уровень самоуправления, представляющий наименьшую дестабилизации властной структуры, пишет в своей аналитической статье эксперт Аналитического белорусского центра Дмитрий Кухлей.
Фото Павла Маркина, naviny.by
Вместе с сокращением государством социальных гарантий белорусское руководство демонстрирует готовность к увеличению ответственности местных властей за развитие социально-экономической сферы и к расширению из полномочий. Наибольшие трансформации происходят на первичном уровне самоуправления - в сельсоветах. Однако политическое, кадровое и финансово-экономическое влияние представительных органов на исполнительную власть на местном и региональном уровнях остается незначительным. Местные советы и исполкомы по-прежнему лишены возможности полноценно определять политику развития своих регионов. Однако республиканские власти подталкивают местное руководство к проявлению большей инициативы в развитии экономики регионов.
При этом белорусское руководство стремится к большей интеграции местных советов всех уровней в вертикаль представительной власти и законодательно закрепляет новый механизм - региональные собрания депутатов советов. Это позволяет белорусскому руководству усовершенствовать работу местных депутатов в качестве дополнительного инструмента формирования общественного мнения и проведения государственной политики. С другой стороны, наблюдается усиление горизонтальных связей между советами за счет развития ассоциаций, на что повлияло, скорей всего, международное сотрудничество и поиск дополнительных средств для местных бюджетов. Например, только в Гродненской области по трансграничным программам сотрудничества "Латвия - Литва - Беларусь" и "Польша - Беларусь - Украина" подготовлены 200 проектов на сумму более 50 млн евро. Их реализация запланирована на 2017 год.
Одной из основных задач, которые возлагаются на депутатов советов, остается информационно-пропагандистская работа с населением по формированию положительных настроений в отношении к госполитике. Так, депутаты местных советов включаются в информационно-пропагандистские группы, которые проводят ежемесячное общенациональное мероприятие "Единый день информирования населения" по спущенной "сверху" теме.
Тенденции:
- республиканское руководство подталкивает местные власти к большей инициативности в поиске дополнительных источников финансирования за счет международной помощи и трансграничного сотрудничества, расширения налоговой автономии, а также эффективности и прозрачности в распределении финансов;
- постепенно трансформируется отношение властей к частному бизнесу в регионах, который начинает рассматриваться как важный источник экономического развития и новых рабочих мест;
- власти начинают кампанию по подготовке общественного мнения к изменениям на первичном уровне советов.
Национальная оборона: Рассчитывать только на себя
В 2016 году сфера безопасности развивалась на фоне утраты Беларусью статуса эксклюзивного партнера России в политико-экономической сфере. Опора на собственные силы - основная установка руководства страны, дополнительно усиленная тем, что отношения с Западом в сфере обороны имели вспомогательный характер для официального Минска. В новых условиях армия наделяется дополнительными функциями, связанными с обеспечением также и внутренней безопасности. Это является следствием принятия политическим руководством страны "гибридной войны" в качестве реальной угрозы, пишет в своей статье руководитель проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников.
Все масштабные мероприятия по проверке боевой готовности армии, прошедшие в 2016 году, учитывали опыт конфликтов последних лет и дают представление об угрозах, которые рассматриваются руководством страны как реальные.
Экономический кризис признан долговременным фактором, в связи с чем проявилась насущная необходимость в оптимизации бюджетных расходов. Национальный военно-промышленный комплекс (ВПК) развивался в целом успешно, но обозначилась тенденция на ограничение его самостоятельности в части поставок на внутренний рынок.
В конце 2016 года началось реформирование системы подготовки военных кадров: упор теперь делается на практическую подготовку будущих офицеров, привлечение в качестве преподавателей в военные учебные заведения офицеров-практиков вместо теоретиков.
Корректировке подверглась и система территориальной обороны: заявлено о сокращении прежде озвученной (120 тысяч) численности территориальных войск с учетом демографических возможностей.
Официальный Минск стремится развивать сотрудничество со странами Запада, которые озабочены состоянием безопасности в Восточной Европе. Принимая в расчет масштабы влияния России на Беларусь в военно-политической сфере, белорусские власти вынуждены доказывать свою "субъективность" Западу.
Однако уровень доверия к официальному Минску остается низким. Показательным явилось отсутствие белорусской правительственной делегации на июльском саммите НАТО в Варшаве. Официальная причина - недостаточный уровень взаимодействия Альянса и Беларуси. Реальная же причина заключается в том, что у западных военачальников есть сомнения относительно самостоятельности белорусских властей в оборонной сфере.
Запад ждет от Беларуси четких и однозначных гарантий неучастия при любых обстоятельствах в возможных агрессивных действиях Москвы против соседних стран-членов Альянса, а также конкретных практических шагов, демонстрирующих самостоятельность Беларуси в области обороны. Устных заверений белорусского руководства недостаточно.
Белорусское руководство исходит из того, что любая внешняя агрессия возможна только в условиях острого внутреннего конфликта, поэтому готово задействовать все доступные ресурсы для купирования внутренних угроз на ранних стадиях, вплоть до вооруженного подавления.
Обеспечение безопасности все больше полагается на собственные силы, закрепляя тенденцию отдаления Минска и Москвы, и девальвируя значимость участия Беларуси в ОДКБ. Несмотря на громкие призывы из Минска крепить коллективную безопасность и военную составляющую блока, Беларусь не заинтересована в реальном укреплении ОДКБ как военно-политического союза. В период представительства Минск планирует сосредоточиться на проведении совместных с ООН встреч и мероприятий по вопросам миротворчества, борьбы с терроризмом и наркоторговлей, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, противодействия торговле людьми и нелегальной миграции. И никакого милитаризма.Значимость ОДКБ для Беларуси будет снижаться и впредь.
На прошедшей в ноябре ежегодной коллегии Минобороны Беларуси и РФ стороны хоть и демонстрировали оптимизм и удовлетворение сотрудничеством, однако стали заметны расхождения по ряду принципиальных вопросов. Так, для белорусских военных не существует проблемы противостояния с НАТО. Альянс - партнер. Пока второстепенный, но очевидно - не противник.
Вместе с тем и диалог Беларуси с Западом продвигается весьма медленно - из-за отсутствия доверия между сторонами.
Беларусь стоит перед необходимостью развития собственного производства военной техники и вооружений (прежде всего ракетных как основы стратегического сдерживания). Белорусский ВПК будет поставлять продукцию на внутренний рынок с минимальной рентабельностью, стремясь обеспечить прибыль за счет поставок на внешние рынки.
Тенденции:
- повышение роли армии в обеспечении внутренней безопасности;
- признание наличия угрозы возникновения (инспирирования извне) при определенных обстоятельствах внутреннего вооруженного конфликта;
- ориентация силового блока страны на решение новых масштабных задач в условии ограниченности ресурсов. Теперь армия отвечает за решение гораздо более широкого круга задач, нежели просто защита страны от внешней агрессии, и выступает координатором всей системы национальной безопасности и обороны в кризисной ситуации;
- попытки активизации диалога по вопросам безопасности с Западом.
Экономика: увязание в рецессии
Фото Наталья Пригодич, TUT.BY
Среди экспертов в экономической среде последние лет 10 популярна шутка, что любой экономический можно обновить, поменяв даты, смысл же проблем остается тем же и повестка дня остается похожей. 2016 год можно охарактеризовать привыканием к кризису и рецессии. И если в 2015 году снижение благосостоянии приводило к возбуждению и желанию понять, как долго это все продлится, то в 2016 году это воспринималось уже как порядок вещей. И даже самые оптимистические прогнозы констатируют, что экономика Беларуси будет находиться в угнетенном состоянии. Все десятилетие, с 2010 по 2020 год, будет в каком-то смысле потерянным, даже при относительно благоприятных прогнозах далейшего развития, такая долгая стагнация приведет к тому, что в 2010 году по многим показателям мы будем иметь то же самое, что и в 2010 году. В более худших прогнозах появилась угроза, которая сформировалась из-за долгового навеса и кризиса может привести к еще более худшей ситуации.
Сказка про "белого бычка" продолжается и каких-то оснований для оптимизма, даже осторожного, в экономическом плане нет.
Комментарии (0)