Гражданский активист Олег Васильев предпочитает называть себя в среднем роде и пользоваться псевдонимом — Серое Фиолетовое. Оно также предпочитает участвовать в резонансных перформансах: к примеру, в 2008 году в составе арт-группы «Война» Серое Фиолетовое повесило себя в здании магазина «Ашан».
Новый перформанс в поддержку ЛГБТ-сообщества акционист затеяло провести на территории ДНР, однако после пересечения границы оно перестало выходить на связь. Единственным сообщением от Серого Фиолетового стал твит, который его знакомые тут же сочли фейковым: Друзья, нахожусь в отдаленных районах ДНР. Занято фильмом. Интернета почти нет. Живо и здорово.
«Не похоже на наше Серое. И с отключенным телефоном не вяжется», — писали в реплаях знакомые активиста. Вскоре их опасения подтвердились: Серое Фиолетовое было задержано сотрудниками министерства государственной безопасности ДНР.
После серии допросов 14 февраля многострадального активиста выдворили за пределы республики. Позже Серое Фиолетовое раскрыло трогательные детали несостоявшегося перформанса под названием «Война станет нашим телом».
«Для меня это была важная трансграничная история, — делится активист с журналистом «Медузы». — В ней одновременно приняли бы участие люди из России, ДНР, Украины, люди с принципиально разной политической позицией, идейные участники Майдана с одной стороны и «русской весны» — с другой».
На войне погибают добровольцы с обеих сторон, в то же время 40% трансгендерных людей закачивают жизнь самоубийством. Когда живешь на войне, не знаешь, прилетит тебе в квартиру очередной «Град» или нет. Трансгендерный человек каждый раз, выходя на улицу, не знает, побьют ли его, убьют или нет.
Кульминацией перформанса должна была стать операция по удалению яичек, осуществленная на поле боя. Серое Фиолетовое планировало снять действо на видео, чтобы в итоге смонтировать «фильм из нескольких частей, разделенных авангардным поэтическим текстом»:
Там должны были быть сцены въезда в Донецк, пыток, осуществляемых людьми в военной форме, повседневной жизни на войне. Центральная сцена — орхиэктомия: удаление яичек, самостоятельно проведенное мной в операционной военно-полевой палатке посреди донецкой промзоны; в следующей сцене отрезанным биоматериалом кормится стая бродячих собак.
«Поездка в ДНР была для меня естественным развитием традиций венского и русского акционизма, — признается активист. — Это был дико интересный опыт с точки зрения понимания „Новороссии“; регион очень интересный — и пространство, и много еще чего. Я намерено по факту всего случившегося сделать арт-проект, это уже будет не перформанс, а что-то более концептуалистское».
Войдет ли успешно завершенная Серым Фиолетовым орхиэктомия в новый арт-проект пока неизвестно. Впрочем, арт-критик Вадим Климов считает, что перформанс Серого Фиолетового никак нельзя считать несостоявшимся: задержание активиста и есть ЛГБТ-акция.
Явление, способное существовать только в информационном поле посткапитализма, перемещается в пространство реальных проблем. В Новороссии решают иные задачи, совсем не связанные с сексуальностью посттела. Разве возможна была другая акция в поддержку ЛГБТ, кроме исчезновения активиста? Не говорите ерунды. Вот Свинтусойд и исчез. Это и есть его манифестация. Митинг в форме отсутствия… пропадания… исчезания по Жоржу Переку.
«Пожалуй, это самая остроумная акция. Привлекающая внимание к проблемам постсексуальности. Пользуйтесь случаем, активисты, пока в мире еще остались места, не покрытые фэйсбуком», — иронизирует Климов.
Комментарии (0)