Тема коррупции в современной России представляется крайне интересной, поскольку носит особенный характер, отличный от классических коррупционных схем.
Мы привыкли, что коррупция – это когда чиновники получают взятки за некоторые действия. При этом есть два варианта. Первый – плата за деяния, которые противоречат законодательству. Второй – палата за то, что чиновник и так должен делать по своей службе.
Но в современной России все иначе. Ее элита создавалась в начале девяностых – в процессе приватизации. Для тех, кто пытался создать систему внешнего контроля над Россией, самый простой способ (который, к слову, использовался во многих странах) – это создание коррупционной элиты. И в результате сама система приватизации была сделана максимально коррупционной.
Т.е. все приватизационные сделки проводились с нарушением законов, и их нарушители получали за это деньги. При этом родилась элита, для которой единственным способом обогащения стала приватизация. И следом представители этой приватизационной команды постепенно распространяли свое влияние на всю страну.
В большинстве стран мира предприниматели – это одна группа, а коррупционеры – другая. В России же коррупционеры-чиновники и владельцы наиболее крупных, созданных в процессе приватизации капиталов – это либо одни и те же люди, либо очень тесно связанные меж собой через аффилированные структуры.
Иными словами, эта приватизация, реализованная российскими чиновниками под контролем американских советников, создала очень специфическую элиту. И она вообще рассматривает государство как собственную структуру, которая должна приносить коммерческий доход.
Таким образом Россия – очень специфическая страна, в которой функции формального владельца бизнеса и чиновника – одно и то же. Это два представителя бизнеса. Только у одного бизнес связан с какой-то хозяйственной деятельностью, а у другого – с контролем за бюджетом или иными административными функциями.
Еще раз повторяю: это одинаковые с точки зрения современной российской элиты бизнес-элементы. Она рассматривает должность чиновника как бизнес-проект. А поскольку люди, которые формально являются бизнесменами, сами никогда не были предпринимателями, в бизнесе деле они, как бы помягче выразиться, не очень успешны.
И чтобы, во-первых, обеспечить свой статус и сохранить доход, им требуется любой ценой устранить конкуренцию со стороны реальных предпринимателей. Именно по этой причине в России целенаправленно ликвидируется малый и средний бизнес.
А во-вторых, им нужно постоянно покрывать убытки за счет бюджетных денег. Только речь уже идет не о приватизации активов предприятий, а о приватизации бюджетов и административных функций. Т.е. по факту все чиновничьи административные должности в России приватизированы.
Но в рамках такой элитной схемы невозможно конструктивное развитие. Предприниматель никогда не будет развиваться, понимая, что беззащитен от произвола со стороны чиновников, которые начинают облагать его данью – ну, это же их бизнес!
Если на подведомственной им территории находится кто-то, кто получает какие-то деньги, они тут же берутся за перераспределение денежных потоков в свою пользу. И эта дополнительная нагрузка быстро делает любой бизнес нерентабельным.
Развитие такой системы невозможно в принципе. А для поддержания ее существования и жизненного уровня населения необходим очень мощный входящий поток. В нулевые годы он был обеспечен растущими ценами на нефть. Сегодня этого потока нет, поэтому происходит постоянное ухудшение ситуации.
При этом по-прежнему продолжается приватизация административных функций – уже на уровне мэров городов или ответственных за ЖКХ. И к той коррупции, которая была еще с советских времен (без нее у нас нельзя чинить трубы, рыть котлованы и вести прочую хозяйственную деятельность), добавилась мощная надстройка, связанная с тем, что должности стали бизнес-структурами.
В результате вся практическая деятельность этих структур – вроде подготовки к зиме – была сведена до минимума. Ведь для человека, который рассматривает должность руководителя ЖКХ как бизнес-проект, тратить деньги, которые являются его чистой прибылью, на разное рытье ям и кормление рабочих – это идиотизм.
И это базовая проблема России, в которой, с точки зрения приватизационной элиты девяностых, коррупция – вообще не коррупция. Чиновники приватизировали их функцию, это стало их частной собственностью. Да, в отличие от классической частной собственности она дается на время. Ну и пусть. Можно считать, что это аренда некой доходной лавочки, или контракт, или еще что-то в этом роде.
Как в бизнесе человека назначают по контракту на должность гендиректора, точно так же его берут по контракту на пост чиновника, начальника департамента в министерстве и т.д. И он там занимается бизнесом, т.е. извлекает прибыль из своей должности.
Кстати, отсюда еще одно следствие. Сегодня в России практически невозможно быть назначенным на должность бесплатно. Именно потому что эта должность – это бизнес. И даже если катастрофическое положение дел в некоей сфере требует «сбросить» туда толкового начальника, все равно люди и под ним, и над ним будут от него требовать продолжения этой бизнес-деятельности.
И выходит, что сама должность требует денег. Ибо занимающий ее должен выплачивать «дань системе» – обеспечивать дополнительный доход своим подчиненным, иначе они не будут работать; засылать наверх, ну и так далее.
При этом если в девяностые жизнедеятельность всех систем поддерживалась за счет старых советских профессионалов, то теперь они все уволены. Даже на очень специфических должностях оказываются «эффективные менеджеры» или юристы, которые вообще не понимают, что технически под ними происходит. Им это и не интересно, у них другой функционал – делать свой бизнес. Например так устроено во многом это же ЖКХ.
И когда поступающих денежных потоков недостаточно даже для простого воспроизводства экономики, это неминуемо ведет к разного рода катастрофам. Мы видим неладную ситуацию в космической отрасли и во многих других, где проблема не только экономическая, но и управленческая. Потому что приходят люди, которые вообще не знают свое дело, и им даже учиться не у кого.
И на всем этом фоне я все больше сомневаюсь, что выйти из этой порочной ситуации нам удастся через некие эволюционные механизмы. То есть изменить, например, нормативную базу так, чтобы можно было готовить реальных специалистов, чтобы они постепенно заменяли бизнесменов – и возвращаться к нормальной практике государственного управления. На сегодня все законы и подзаконные акты выстроены под логику того, что любая должность – это бизнес-проект.
И если даже некто абсолютно честный и сведущий окажется на каком-нибудь месте, он ничего не может сделать, потому что будет связан по рукам и ногам этими бизнес-схемами. Так как даже те приемы, которые считаются антикоррупционными (например законы о закупочных конкурсах), направлены на единственное: минимизировать коммерческий запрос чиновников.
При этом ни о каких внятных, измеримых результатах их работы вообще не говорится! И единственная возможность справиться с нынешним экономическим и управленческим бардаком – радикально изменить всю нормативную базу и всю управленческую модель. А это возможно только революционным способом: дескать начиная с этого момента все законодательство (в такой-то сфере) отменяется, точка, пишем новое с чистого листа. Это революция – но как бы точечная, в узком смысле слова. Однако все равно не «эволюция».
Я полагаю, что мы уже перешли некую красную черту и эволюционными методами выйти из нынешнего системного тупика нам не удастся.
Но хочется надеяться, что у власти хватит ума пойти на эту «точечную революцию», которая отменит законодательную и политическую базу поедом поедающей нас сейчас коррупции. Иначе экономическая несостоятельность доведет нас «до Украины», дурным путем которой при нашей тотальной коррупции мы сейчас идем – разве что медленнее.
Комментарии (0)