Кто мы такие, чтобы запрещать людям кончать с собой?!
Илон Маск опять будоражит общественность. Это стиль его жизни: то тайны самого великого и ужасного Теслы под капот супермодного авто спрячет, то целый город, работающий на солнечной энергии, собирается строить (и не волнует его, что идею слямзили у конкурентов). Да и вообще, тесно широкому человеку Маску на Земле – ему космические просторы подавай. Его компания SpaceX еще с многоразовыми космическими аппаратами не разобралась, а уже анонсирован полет на Марс. Причем не просто полет – а сразу настоящая интервенция. План рассчитан на 50 лет, за это время Маск отправит на Красную планету один миллион человек.
Отбросив все технические моменты эпохального полета, скептики задаются вопросом: где же найти миллион иди... простите, добровольцев – потенциальных самоубийц? Но и тут Маск нашел решение – простое, как все гениальное. Апокалипсис же! Вот он, скоро совсем. И далее следуют научные (или все же вернее с приставкой "псевдо"?) выкладки. Желающие погрузиться в море цифр могут воспользоваться поиском, я же озвучу вывод "гения": Ктулху, пушной зверек, Спящий (и т.д., в зависимости от вероисповедания, нужное подчеркнуть), уже занес свою лапу-щупальце над нашей бренной планетой. Словом, вот-вот проснется.
Что же нам делать?! – вскричало несчастное человечество, оказавшееся на грани окончательной гибели. Но спаситель – скромный американский бизнесмен Илон Маск – уже здесь. И у него, оказывается, все готово. Двигатель вот недавно испытали. Экологически чистый, до Марса домчит за пять месяцев. Не верите? – вот видео.
Чем именно эта газовая горелка отличается от предыдущей модели, по видео не очень понятно. Утверждают, что тяга больше. Но все равно, впечатляет. В общем, двигатель есть, ракета тоже практически готова (если не считать того, что она порой мимо стартового стола промахивается). Остается построить пилотируемый корабль вместимостью 200 человек. Да не один, а тысячу – именно столько их должно скопиться на околомарсианской орбите.
Всего от Земли до Марса планируется около десяти тысяч перелетов. Путешествие займет не более 150 суток, а стоимость доставки полезного груза составит 140 тысяч долларов за одну тонну. Основы проекта Interplanetary Transport System (ITS), как назвал свое детище Маск – многоразовость, дозаправка кораблей на орбите и использовании марсианского топлива. В качестве топлива предлагается метан – который, по мнению разработчиков, можно получать на Марсе из воды и углекислого газа (конечно, скрытые пока от взора исследователей марсианские океаны только таких добытчиков и ждут).
Об источниках финансирования Маск, представляя свой проект на конференции в Мексике, не распространялся – ждал наводящего вопроса. Хотя кое-какие цифры прозвучали: стоимость полета человека на Марс сегодня оценивается в 10 миллиардов долларов. Глава компании SpaceX обещает существенно сократить затраты. Правда, и на сокращенные денег пока нет. Маск признался, что финансы рассчитывает найти у частных партнеров и энтузиастов, готовых пожертвовать на великую идею. А правительство США и НАСА, которые с компанией сотрудничают, финансировать новый проект не торопятся.
ITS – не первый план по освоению Красной планеты. Еще в 2011 году Бас Лансдорп запустил частный проект Mars One. В 2013-м был объявлен набор "колонистов", заявки подади около 80 тысяч кандидатов. В итоге организаторы отобрали тысячу лучших. О перспективах предстоящей колонизации Марса соратники Лансдорпа информировали честно. Проект сразу окрестили "билетом в один конец": возвращать участников на Землю не планируется. Это объясняют, в первую очередь, физиологическими причинами: за 8 месяцев, которые длится полет к Марсу, и в течение дальнейшего пребывания на Красной планете костная и мышечная ткань претерпит существенные изменения – и к земной силе тяжести заново не приспособится.
Интересная деталь – весь проект, начиная от отбора кандидатов, заканчивая жизнью колонистов на Марсе, планируется показывать по телевидению. При этом в числе спонсоров Mars One – издательства, веб-разработчики, производители цифровой рекламы и компьютерных игр. И никого, имеющего отношение к космосу. Что, согласитесь, наводит на определенные размышления.
Россия от программы освоения Марса, которая разрабатывалась еще в 1960-х годах, не отказывается. Но действует при этом традиционно. В 2011-м завершился эксперимент под названием "Марс-500". Он проходил в три этапа: 250 суток виртуального перелета с Земли на Марс, 30 – высадка на "марсианскую поверхность" и еще 240 – возвращение, из которых 10 участники эксперимента провели на "околоземной орбите". Главной целью проекта было изучение психофизиологических реакций человеческого организма на длительную изоляцию.
Специалисты считают, что следующим логическим шагом будет то, что планировал еще сам Сергей Королев: повтор эксперимента "Марс-500" на околоземной орбите. А за время его проведения следует подготовить полет в межпланетное пространство за пределы земного тяготения – первый полет человека вокруг Солнца. Технические средства для его выполнения ясны, стоимость невысока, не нужно международной кооперации. И стимулом для этих подвигов станет не очередной грядущий апокалипсис, а неистребимая тяга человека к звездам и познанию Вселенной.
1 июня на конференции Code Conference бизнесмен проговорился. "Приходится надеяться, что мы все живем в симуляторе, потому что иначе...", – сделал паузу Маск. Журналист издания The Verge Уолт Моссберг попробовал закончить фразу предпринимателя: "Они смогут его перезагрузить?" Маск продолжил: "Или мы создадим неотличимые от реальности симуляторы, или цивилизация прекратит свое существование". В общем, с точки зрения Маска, мы в Матрице. Или во сне Бога. Или в иллюзии, индуистской майе – можно продолжить список, основная идея от этого не меняется.
Желающие себя угробить есть? Я, пожалуй, поживу на Земле. Мне даже в чужой стране некомфортно, я там не чувствую корней, а уж на Марсе и подавно.
Комментарии (0)