Российским фармацевтическим компаниям позволят самостоятельно устанавливать цены на отечественные жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
Это касается препаратов, которые стоят не дороже 50 рублей. На этот счет готовится проект постановления правительства.
Делается это во исполнение поручений президента от 7 февраля и 20 апреля 2016 когда, где глава государства распорядился не допустить исчезновения таких препаратов с рынка и продумать меры государственной поддержки производителей недорогих лекарств.
Перечень ЖНВЛП – список препаратов, который утверждает правительство для того, чтобы регулировать цены на лекарства и сделать их доступными для населения и медицинских учреждений. Цены устанавливает ФАС, производители могут перерегистрировать их раз в год с учетом инфляции. На нынешний год в этом перечне представлены 646 наименований лекарств.
По данным компании DSM Group, осуществляющей постоянный мониторинг фармацевтического рынка, оборот препаратов из списка в 2015 году составил 244,6 миллиарда рублей – это треть всего коммерческого рынка лекарств.
"Неизменным трендом последнего времени являлось постепенное сокращения доли "недорогих лекарств" (средняя стоимость упаковки которых ниже 150 руб.) и увеличение удельного веса "дорогих препаратов" (со средней стоимостью упаковки выше 150 руб.). В августе 2016 г. доля рынка "недорогих" препаратов по сравнению с августом прошлого года сократилась на 1,1%. На 0,5% относительно августа 2015 г. уменьшилась доля сегмента лекарств со средней стоимостью упаковки 50-150 руб.", — говорится в аналитическом отчете DSM Group за август 2016 года.
"Вымывание" из фармацевтического рынка наиболее дешевых препаратов связано с ослаблением рубля и ростом инфляции. Выпускать их становится просто убыточно. В итоге производители вынуждены уменьшать объемы производства или совсем прекращать выпуск таких лекарств, поясняет генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
По данным Минпромторга, с апреля по декабрь 2015 года 26 из 67 предприятий, выпускающих препараты из перечня ЖНВЛП, временно приостановили выпуск некоторых медикаментов. С октября 2015 года сокращение выпуска жизненно важных лекарств приобрело массовый характер – к концу года, с рынка исчез 131 препарат из ценовой категории до 50 руб.
Пропадать с аптечных прилавков стали ампициллин, магний сульфат, фуросемид, ибупрофен, левомицетин, нистатин и другие популярные недорогие лекарства.
"Если так пойдет дальше, и недорогие лекарственные препараты исчезнут из продажи, то потребителям придется покупать их более дорогие аналоги из других ценовых категорий. В результате платить придется больше, причем, намного – иногда в несколько раз. Если же дать производителям право самим устанавливать цены в "коридоре" до 50 рублей, то в итоге удорожание лекарств будет минимальным и гораздо менее болезненным", – поясняет Сергей Шуляк.
По его словам, фармацевтические компании не будут поднимать цены на лекарства из этой группы выше 50 рублей. Ведь в таком случае препарат перейдет уже в иную, более дорогую ценовую категорию и утратит конкурентное преимущество. Кроме того, в более высокой категории государственное регулирование цен сохранится.
В конце концов, выиграет тот производитель, который сумеет остаться в самом дешевом ценовом "коридоре".
В категории до 50 рублей препараты из списка ЖНВЛП занимают в ассортиментах аптек ничтожную долю – всего около 2%, и если цена на какое-то лекарство подскочит, скажем, с 27 рублей до 49 рублей, то покупатели в массе своей это вряд ли заметят. Таким образом, потребители практически не пострадают, но если сейчас цены на дешевые лекарства не отпустить, то пострадают и весьма существенно, утверждает аналитик.
Сергей Шуляк убежден, что отказ от государственного регулирования цен на самые дешевые жизненно необходимые лекарства, к которому собирается прибегнуть правительство, – шаг назревший и необходимый.
Член Комитета Совета Федерации по экономической политике, врач и юрист Антон Беляков, считает, что сама по себе практика регулирования цен производителей – исключительно популистская мера.
"Расчет сделан лишь на то, что население должно видеть: правительство о нем заботится и не позволяет фармацевтическим компаниям самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию. Но это утопия – никто не может производить что-то себе в убыток. Кроме того, никто не может достоверно предвидеть, как будет складываться экономическая ситуация дальше, и не исключено, что завтра опять придется заниматься ценообразованием в ручном режиме", – говорит сенатор.
По его словам, отпуск цен назрел давно, и не только в какой-то одной ценовой категории. Расплачиваться же за медлительность правительства приходится потребителю, для которого дешевые лекарства уже исчезают из аптек.
Реальная забота о том, чтобы люди имели доступ к недорогим жизненно необходимым лекарствам, должна и может состоять не в запретах, а в выделении субсидий – либо производителям, либо потребителям, убежден Антон Беляков.
Субсидирование производителя – путь в никуда, возражает председатель Комиссии по социальной политике Ленинградского областного законодательного собрания Владимир Петров.
"Поддержка производителя у нас всегда осуществляется по неконтролируемым обществом параметрам. В конечном итоге то, кого и в каких размерах субсидировать, субъективно определяется чиновниками. Поэтому единственно верное решение, на мой взгляд – это отменить государственное регулирование цен на все лекарства, дать возможность всем им вернуться на рынок, и при этом сформировать понятную, прозрачную, легко исполнимую систему мер социальной поддержки граждан", – говорит депутат.
Такой вариант субсидирования производителей дешевых лекарств из перечня ЖНВЛП рассматривался, но от него решено было отказаться, утверждает Сергей Шуляк. Причина – слишком сложное, дорогое и, в итоге, проблематичное администрирование, неизбежное нагромождение противоречивых, порой взаимоисключающих критериев для определения кого и как поддерживать.
Что касается субсидий потребителей, то пока они существуют в виде программы, по которой малообеспеченные люди получают жизненно важные лекарства бесплатно. Размеры этой помощи явно недостаточны, ее необходимо расширять, усовершенствовать, создавать систему фармацевтического страхования. Но это требует немалых расходов, а денег у правительства сейчас, как известно, нет.
"Кроме того, нельзя не принимать во внимание, что из 15 миллионов льготников, имеющих право на бесплатные лекарства, 10 миллионов отказались от такой возможности ради дополнительных 600 рублей к пенсии – то есть, предпочли монетизировать льготы", – напоминает Сергей Шуляк.
Комментарии (0)