Алексея Звягинцева, который не просто поддержал Райкина, но и высказал ряд весьма оригинальных идей. Вот одна из них:
«Нет, не художник обязан государству, а государство обязано помогать художнику. Власть обязана пестовать гений, поощрять свободный поиск талантливых представителей народа, потому что именно так тело народа осознает себя, взрослеет, совершенствуется, просвещается вместе с этими прозрениями, порой ранящими публику, порой обескураживающими её, но всегда создающими то напряжение смыслов, которое и необходимо как вода в пустыне душе и разуму зрителя, читателя, слушателя...
Я согласен власть обязана чествовать гений. Кто будет определять гений художник или очередной самовлюблённый Нарцисс?
Недавно зашёл в несколько городских библиотек и ужаснулся на полках: «Я вор», «Общак», »Спецназ», диссиденты, дамские детективы …На Пушкина, Шекспира…денег не нашлось. Обидно, стыдно – рука рынка посеяла чертополох, прополов таланты. Вместо этой макулатуры, можно было в театре «Гамлета» поставить в моём переводе, фильм снять, драму «Поэт и дама» поставить. Неужели, оттеки голубого гениальней Шекспира? Почему для одних рынок, для других социализм? Вспомнились слова Ленина: «Социализм поможет людям обнаружить таланты, которые капитализм мял, давил и душил тысячами и миллионами». Когда то в это не верилось. Сегодня понимаешь, что всё верно сказано. На виду и на слуху одни пародисты и плясуны под фонограмму и те родом из СССР. Ни Шолоховых, ни Шаляпиных, ни Прокофьевых не появилось. При цензуре и репрессиях были, сегодня нет. Вернее есть, но помощи для их издания нет. Может быть, подумать о специальных грандах? Неужели властьимущим не хочется, чтобы появились произведения, которые войдут в золотой фонд мировой литературы. Для этого нужно немного денег и реклама.
У меня только сонетов более трехсот. В России, а может и в мире, ни у кого столько нет. Моей пенсии 13,5 тысяч хватает только на коммунальные платежи, лекарство и чай с хлебом. Издавать книги не на что. Для рынка мои творения не ходовой товар, на ТВ хода провинциальным писателям нет. «Дети Арбата» ( детишки, получившие от отцов в наследство фабрики, заводы, театры, известность, должности) себя не ограничивают. Райкин получил в прошлом году 230 миллионов и возмутился – мало. По рыночным законам он банкрот. Имея свой театр, арендует площади у Маслякова за миллион долларов в год. И никто не спросит, почему он не ремонтирует свой? Шекспир содержал свой театр на выручку от спектаклей, сам писал пьесы, выживал без королевских дотаций, не зря говорит в 110 сонете:
Увы, всё так: туда – сюда метался,
За мелочь, словно шут, смешил людей,
Коверкал мысль, кривлялся, продавался,
Для новых - старых предавал друзей.
Перевод мой. В переводе Маршака нет столько горечи, эмоции слабее, он не пережил прелести рынка 90 х, не печатал свои сонеты за свой счёт, получал за них не малые гонорары и сталинские премии.
Да, это правда: где я ни бывал,
Пред кем шута ни корчил площадного,
Как дешево богатство продавал
И оскорблял любовь любовью новой!
Мой перевод сонетов и трагедии «Гамлет» ближе к оригиналу и по содержанию, и по эмоциям. Лучше сегодня нет. Берусь доказать это любому эксперту. За 230 миллионов потраченных Райкиным, можно было бы напечатать миллионы книг талантливых авторов, снабдить ими библиотеки.
Но кто меня услышит? А таких, как я, в провинции хватает. Что делать, чтобы нас услышали. Сталин сам много читал, знал лучшие произведения, отвечал на письма граждан. Сегодняшние слишком заняты.
Комментарии (0)