Российское посольство направило в Федеральный департамент иностранных дел (ФДИД) Швейцарии ноту, в которой выразило недоумение по поводу произошедшего накануне сближения истребителей швейцарских ВВС с самолетом Специального летного отряда «Россия», направлявшимся на саммит АТЭС в Лиму. Об этом сообщает пресс-служба посольства РФ в Швейцарии. Российские дипломаты просят швейцарскую сторону дать разъяснения по поводу случившегося, поскольку разрешение на пролет было получено заблаговременно.
до границы с Францией
Швейцарский эскорт по пути на саммит АТЭС
Самолет Специального летного отряда «Россия» 18 ноября направлялся на саммит АТЭС в столицу Перу – Лиму. В салоне спецборта Ил-96-300 летели члены делегации президента РФ Владимира Путина, сопровождающие лица и журналисты.
Находясь в воздушном пространстве Швейцарии, пассажиры заметили сопровождающие российский самолет истребители ВВС Швейцарии, которые подлетели настолько близко, что людям в салоне удалось рассмотреть их бортовые номера. Самолеты проводили российское воздушное судно до границы с Францией. По словам бортпроводников, подобное сопровождение регулярно практикуется на ряде направлений.
Как рассказал в беседе с журналистом ФБА «Экономика сегодня» политолог Александр Асафов, инцидент с сопровождением российского самолета швейцарскими истребителями можно расценивать как шутку пилотов, так и намеренный шаг, с помощью которого Швейцария захотела продемонстрировать РФ свое военное присутствие в воздухе.
«Конечно, этот инцидент можно расценивать как некое недопонимание или даже шутку пилотов. Из показаний пассажиров российского самолета следует, что пилот даже махал рукой, его было видно. Но если бы не одно «но». Все передвижения в воздухе прозрачны для земли. Все находятся на прямой связи, и такие сближения не допускаются диспетчерами и теми, кто обслуживает воздушные коридоры.
Демонстрация присутствия
Поэтому можно сделать вывод о том, что это сознательный акт, никакой случайности в нем нет – это, разумеется, политический жест, особенно учитывая спецназначение борта. Швейцария захотела показать РФ, что любой борт в рамках ее воздушного пространства может быть сопровожден. Однако этот жест не очень серьезный, за ним, я думаю, не последует существенных даже дипломатических столкновений. Потому что в своем воздушном пространстве Швейцария может делать все, что угодно», – поясняет Александр Асафов.
Это совсем не первый эпизод сопровождения российских спецбортов со стороны военной авиации европейских стран и в том числе стран НАТО, говорит эксперт. «Например, подобный маневр регулярно используют для демонстрации собственного присутствия самолеты НАТО. Самым ярким примером такого поведения является случай, произошедший 28 марта этого года, когда натовская авиация сопровождала самолет министра обороны РФ Сергея Шойгу. Истребители, правда, приблизились тогда не настолько близко, но, тем не менее, сопровождали российский спецборт над Балтийским морем. Позднее в НАТО сказали, что самолет якобы не имел на борту транспондера – прибора, который показывает местоположение. Минобороны тогда ответило, что это не соответствует действительности, и Россия осуществляет все вылеты в соответствии с международными правилами. Это стандартная
Мария Белкина
Комментарии (0)