Туристическая отрасль Египта, являющаяся для экономики страны второй по доходности после Суэцкого канала, дает 11,3% ВВП страны и обеспечивает более 14% валютных доходов в казну. Но после катастрофы в небе над Синаем, туристическая отрасль терпит колоссальные убытки. По состоянию на февраль 2016 года, Египет не досчитался порядка 2,3 млрд. долларов, которые должны были принести иностранные туристы. По словам главы Управления туристических палат Египта Ильхами аз-Заята, 2016 год станет самым плохим в истории туризма в Египте. "Мы потеряли зимний сезон полностью, а он для нас считается самым высоким", — добавил он.
Проблема только усугубилась, после того как в мае 2016 в Средиземное море рухнул Airbus A-320, принадлежавший авиакомпании EgyptAir.
На сегодняшний день одной из приоритетных задач для Египта становится возвращение российских туристов на свои курорты. Для того чтобы это произошло, Россия, в свою очередь, должна быть на 100% уверена, что безопасность авиапассажиров будет обеспечена на самом высоком уровне. Здесь стоило бы взять на вооружение опыт ближайшего соседа Египта – Израиля, славящегося, пожалуй, самой совершенной системой авиабезопасности в мире.
Работы по ее обеспечению начинаются задолго до полета - еще при покупке авиабилетов, причем как в страну, так и из нее. На этом этапе проводится невидимая для пассажиров работа спецслужб, изучающих личности каждого пассажира по различным базам данных. Первая проверка пассажиров проводится еще по дороге в тель-авивский международный аэропорт Бен-Гурион. На подступах к нему, специально обученные молодые люди с оружием пристально вглядываются в лица пассажиров и, задавая отвлеченные вопросы, отслеживают реакцию собеседника и пытаются уловить в его речи акцент, наличие которого может стать поводом для более тщательных проверок.
Следующая проверка - перед входом в здание аэровокзала, после чего всех без исключения пассажиров допрашивают в очереди на проверку багажа. При этом на каждом этапе передвижения пассажира, помимо того, что отслеживаются его передвижения, используется большой спектр оборудования: металлодетекторы, сканеры, газоанализаторы. Завершенность системе "тотального контроля" придают 700 с лишним камер видеонаблюдения, обширная зона по периметру аэропорта, закрытая для посторонних и тщательно патрулируемая, ударопрочные стекла, урны, способные выдержать взрыв бомбы, и множество других систем, скрытых от взглядов непосвященных.
Правда, у этой системы существует и обратная сторона – экономическая. По оценкам экспертов, минимальная сумма на оснащение одного аэропорта подобной системой безопасности составляет порядка 800 млн. долларов. Плюс – квалифицированный персонал.
Но это еще полбеды. Угроза может исходить не только от пассажиров, но и от неблагонадежных сотрудников самого аэропорта, осуществляющих досмотр багажа, или служб, осуществляющих предполетное обслуживание: например заправку самолета топливом, или доставку еды на борт.
Выходом из этой ситуации может стать привлечение российских специалистов, которые будут контролировать безопасность на каждом этапе подготовки российских самолетов к полету. Хорошим примером может послужить опыт, опять же, израильской авиакомпании «El Al». По всем направлениям, куда летают ее самолеты, работают специалисты авиакомпании, не подпускающие никого к своим самолетам. Да и сама посадка пассажиров на авиарейсы «El Al» в зарубежных аэропортах производится в основном в удаленных и огороженных терминалах, которые арендуются израильской авиакомпанией. В общем-то, именно израильский опыт и предлагает внедрить Россия в египетских аэропортах. В данный момент ведутся переговоры об отправке российских специалистов в аэропорты Египта для обеспечения безопасности наших пассажиров.
Так же российская сторона предлагает арендовать, либо построить в египетских аэропортах собственные терминалы, безопасность в которых будет соответствовать российским стандартам. Таким образом, египтяне смогут снять с себя значительную долю ответственности, переложив ее на наших специалистов.
Все бы хорошо, но тут на первый план вновь выходит экономический вопрос – кто именно заплатит за совершенствование системы авиабезопасности? К сожалению, Египет не потянет внедрение подобной системы самостоятельно. Россия? Но это именно российские туристы направляются отдыхать на египетские курорты, внося немалый взнос в ВВП Египта. По всей видимости, придется договариваться. Впрочем, договориться будет несложно. Взаимный интерес очевиден и не в интересах сторон затягивать с решением данного вопроса.
Автор: Олег Зайченко
Комментарии (3)