Многим из наших рулевых не даёт покоя вопрос престижа страны. Да и не только им, но и простым гражданам. Причём многие ошибочно думают, что это – количество танков и боеспособных солдат. Или – количество олигархов и труб газпромов.
Но это не так. Вернее – не совсем так.
Армия – хороший довес престижу, очень важный, но не фундамент. Фундамент же всему и вся – культура и самобытность, самоидентификация и родовое, семья и творчество.
Главное в престиже и облике страны – её информационное поле. Аура страны. Её душа и информационный фантом, который создаётся именно творчеством, культурой и персоналиями, а не корпорациями, армейским, ресурсами или политикой с дипломатией. Тем более не олигархатом, трубами с газом, банковскими сделками или лоббированием подобных интересов. Аура страны создаётся вообще не её элитой, а всем населением. Вернее – его творческой составляющей, и часто – совсем не той, что в телевизорах.
Один Рахманинов или Шостакович, чью 7-ю симфонию в 1942 году слушал затая дыхание весь мир – могут перевесить сотни самолётов пятого поколения, если это применить под нужным углом.
Зададим себе вопрос: почему Америка стала в 20 веке великой? В конце 19 века она не была такой. Пупом и солью земли тогда была Европа. Америка же виделась некой территорией эксперимента, чем-то весьма далёким, как примерно сейчас Новая Зеландия для нас.
Всё началось с того, что США начали создавать вокруг себя мощное информационное поле. Эмиграция в Америку и утечка мозгов туда из Европы и остального мира – создали там почву для промышленной и культурной революции. Кино, музыка, литература – оформили информационное поле Штатов в мощный таран.
Каждый второй фильм – американский; музыка, литература, мода, одежда, стили, образ мыслей – это всё рвануло из Америки мощным потоком, который несли люди. Не всегда добровольно, мирно, умышленно или ещё как, но талантливо.
У истоков любой информационной волны, затрагивающей миллионы – всегда будет талант. Без него волна не доберётся до мыслей и чувств людей.
Без опоры на талант – даже пропаганда не работает. Поэтому для любой власти, демократии или тирании, важно найти опору на таланты.
СССР имел предпосылки стать ещё более великой страной в мире, а не только в своей зоне влияния, но ему не хватило одного – всего лишь одного – мощного информационного поля. Если бы СССР не замыкался в творческой самоизоляции, а всё свое лучшее – кино, музыку, литературу, спорт – выталкивал с упорством США на международные арены и сцены, мы бы покорили мир. И, возможно, мир бы говорил не только на английском.
Мы кормили, одевали, вооружали и защищали полмира, но мысли его населения наполняли американцы и Запад в целом. И значит – владели их чувствами. И даже нашими владели. Увы, но это так.
Отсюда такие выводы. Любая страна, желающая иметь позитивный облик, чтобы привлечь инвестиции, заработать авторитет и т.д. – должна начинать именно с культурного поля. Развивать и поощрять творчество, создавая полигоны экспериментов, культурные плацдармы, выращивая мощное кино, литературу, музыку и завоёвывая сердца людей.
За что сегодня многие люди любят Италию, Францию, Англию, Штаты и т.д.? Да именно за тот творческий и культурный экспорт, которые эти страны ведут столетиями.
Мы в этом сейчас страшно отстаём. Мы считаем творчество и культуру всего довеском государственной машины, армии и флота. Эдаким клоуном, шутом, придворным развлекателем. Мы – в смысле государство и общество.
А надо наоборот – делать творчество и культуру главным тараном для пробивания окон туда или сюда.
К сожалению, это не понимают у нас ни в верхах, ни в низах. Оттого мир не знает ни наших артистов, ни культуры – за редким исключением в традиционном балете или классической музыке.
Мы не выставляем на мировую арену своего Хоукинга, Коэна, Дилана, Маккартни, Кинга, Бредбери, не показываем миру свои Игры престолов, не покоряет души своей «культурной программой». И в итоге становимся просто строкой в новостях, физиономией Пескова и пугалом для запуганных нашими танками бюргеров.
Эти бюргеры слепо следуют шаблонам и клише, которые навязывают населению планеты те, кто пробил себе сцены и аудитории. А в этих клише – мы не лучшие. Факт. Потому, что сами не создали вокруг себя защитный экран и нужную ауру.
Мало того – активно разрушаем то, что ещё как-то пробивается у нас в культуре и творчестве, подверженных клановым унижениям, деградации и безвкусице, которую тиражируют бездари, захватившие ключевое.
Начинать экспансию и реформу облика страны надо с передовых отрядов творчества, создавая реально сильные творческие проекты, мероприятия, центры притяжения чувств людей. Надо идти в сердца и души людей, теребить там нужные струны и привязывать людей к себе, пронося в мир то, что им важно, ценно, желанно.
Надо достать свою душу и показывать миру лучшее, что в ней есть. Надо самим искать гармонию и баланс, познавая этот мир, а не стремясь нарезать его потреблядскими кусками.
Надо менять медийную элиту, ставить у рулей СМИ и выходов на аудиторию умных, мудрых и главное – чутких людей, способных найти, взрастить и сделать полезным обществу талант. Не калечить его плетью Минкульта, не подкладывать под конъюнктуру рынка и крыши разного толка – а шлифовать и огранивать то драгоценное, что всё ещё рассыпано бисером в стране, втоптано в глину, грязь и даже в навоз....
У нас есть тысячи активных точек и центров, которые могли бы стать любимыми для миллионов жителей Земли, а значит – стать кусочком родины для них. Что моментально бы изменило массовое отношение к родному государству.
Беда в том, что само государство этого не понимает, хотя именно для понимания этого и создано.
Вот вам пример – исполнение национального гимна США перед началом любого крупного мероприятия. Над этим смеялся некогда весь мир – но потом стал слепо копировать это же, и даже наши продувные депутаты и чиновники сегодня кладут руку на сердце, когда поют наш гимн.
Эти ритуалы, церемонии, сопровождающие национальные победы – работают как активатор симпатии, раздражитель чувств, эмоциональный катализатор и т.д. Это пробуждает эмоции, а значит – программирует на определённые задачи.
Именно в этом сила традиций, ритуалов, восхваления своей истории, своих вождей – благодаря которым все было, а не вопреки!
Мы должны научиться создавать всю эту ауру – пусть даже вопреки «текущему моменту». Этот момент пройдет – а эта аура, буде толково сформирована, продолжит нас кормить и обеспечивать и впредь.
Но если только шлепать конъюнктурное кино, которое обгаживает наше прошлое ради кривой ухмылки олигарха или придворного временщика – наш мировой престиж сольется окончательно.
По материалам
➡ Источник:
Комментарии (0)