Глава «Транснефти»
«Если в прошлом году там переваливалось порядка 9 миллионов тонн нефтепродуктов, то в этом году — 5 млн. До 2018 года, в ближайшие годы, мы сократим этот грузопоток в район Прибалтики до нуля», — заявил Токарев.
Наряду с падением производства, трудностями с экспортом, связанными с политикой санкций в отношении России, демографической катастрофой, случившейся и продолжающейся в Прибалтике почти сразу после развала
Компенсирует ли
За комментарием мы обратились к сопредседателю партии «Русский союз Латвии» Мирославу Митрофанову.
— На Евросоюзе решение «Транснефти» никак не скажется, потому что страны Прибалтики — очень малы по сравнению с экономикой ЕС.Касательно потерь для экономики Латвии, то за последние годы уже потеряно 20% грузооборота по железным дорогам. В ближайшее время будет потеряно еще до 10 миллионов тонн груза.
Сейчас достаточно сложно оценить, насколько уменьшатся поступления в бюджет стран Прибалтики, но они уменьшатся обязательно. Кроме того, к 2020 году заканчиваются структурные проекты, вернее, помощь Евросоюза в рамках политики выравнивания. Все это вместе может вызвать весьма негативный эффект, так называемый идеальный шторм, когда несколько факторов складываются, и в результате общие потери бюджета могут составить до трети объема.
Естественно, такое развитие событий грозит катастрофой для социальной сферы. Сокращение бюджетных расходов идет всегда за счет наименее защищенных, наиболее бедных людей — будут резать пенсии, зарплаты бюджетникам и так далее. Экономика-то выживет. Но как это переживут простые граждане?
Собеседник также отметил, что грядущий экономический спад в Прибалтике наверняка не повлияет на расклад политических сил. Политическая система в этих странах «абсолютно не зависит от экономики». Для этого должны быть другие условия. Например, «более широкая геополитическая ориентация политических элит».
Говоря конкретнее, Мирослав Митрофанов рассказал о том, как грядущие перемены отразятся на городах Вентспилс и Рига. Вентспилс — портовый город в Латвии, расположенный на берегу Балтийского моря около устья реки Вента.
— Самый большой удар по Вентспилсубыл нанесен, когда фактически прекратился экспорт или транзит по трубопроводу (в середине 2000-х Россия переориентировала грузовой поток на использование своих национальных балтийских портов, что фактически поставило под сомнение перспективы Вентспилсского порта).
После этого власти города предприняли ряд мер для компенсации убытков, они вложились в газопромышленное производство. В результате, в десятки раз увеличилось количество промышленных предприятий. Немалые средства были выделены на туристическую сферу. Поэтому, к дальнейшему сокращению доходов от экспорта Вентспилс в какой-то степени адаптировался.
Для Риги потери будут очень существенными, потому что рижский свободный порт — это одна из главных опор и бюджета города, да и государственного бюджета тоже. Здесь потери будут иметь более существенные последствия.
В заключение беседы эксперт усомнился в том, что повышение тарифов спасет морские порты Прибалтики.
— Дело в том, что поднятие тарифов в таких условиях еще больше оттолкнет потенциальных экспортеров, потому что существует рынок. Балтийские страны и так не могут между собой договориться по единой экономической политике, они конкурируют между собой, предлагают те же самые условия, услуги перевалки, транзита и так далее. Поэтому договориться и одновременно повысить тарифы они вряд ли смогут.
«Прибалтийские страны могли бы, например, принять политическое решение — выступить за отмену или смягчение санкций в отношении России и надеяться на сохранение части объема транзита. Однако я не очень верю в такой исход, поскольку зарабатывают на транзите одни люди, а руководят страной другие. Это совершенно непересекающиеся сообщества. Те люди, которые сейчас находятся у власти, имеют другие статьи доходов, и у них будут другие возможности заработать даже в случае полной потери транзита», — заключил Мирослав Митрофанов.
Похожую позицию по этому вопросу занимает депутат городского совета Клайпеды, кандидат в депутаты Сейма Вячеслав Титов.
«Россия и так уже сбавила транзит через порт Клайпеды, в основном на сегодняшний день железные дороги Литвы и порт, они оказывают услуги транзита Белоруссии. Я сейчас являюсь кандидатом в депутаты сейма в одномандатном округе Балтии. Даже на дебатах 11 числа в основном все партии выступают за сохранение санкций, за сохранение враждебной риторики в отношении России. К сожалению, я был единственный, кто сказал, что наоборот нужно дружить с Россией, формировать партнерские отношения, предсказуемые, потому что от санкций выиграла только Россия, простой литовский предприниматель от этого пострадал», — рассказал Вячеслав Титов.
Он также отметил, что единственным верным решением для всех стран Прибалтики будет нормализация отношений с Россией.»Должна меняться риторика, Литва должна быть предсказуемым партнером, на которого можно положиться. Тогдаи российские компании пересмотрят свое отношение к нам», — резюмировал господин Титов.
Отметим, что решение «Транснефти» наверняка обосновано прагматическими интересами и не имеет политической подоплеки. Компания ориентируется на отечественные порты и вполне разумно с осторожностью относится к бизнесу в странах, с откровенно враждебной России обстановкой.
Однако касательно действий властей прибалтийских стран возникает вопрос — неужели политическая ангажированность настолько нивелирует экономические интересы?
Важно подчеркнуть, что превращение Прибалтики в дикую Африку связано не только с экономикой и демографией. Это во многом вопрос менталитета, который годами деформируется под воздействием околонацистских идей. Подобно тому, как пуштуны Афганистана живут верой и войной, прибалтийские националисты живут ненавистью к русским и верой в помощь НАТО.
Источник:
Комментарии (0)