Минкульт РФ и лично его глава, Владимир Мединский выступили с инициативой повысить госпошлину на прокат иностранных фильмов. «Скачок цены» впечатляет - с 3,5 тысяч рублей до 5 млн рублей, то есть более, чем в 1,4 тыс. раз. Применять этот «порог входа» будут и к российским картинам, но нашим затраты, по замыслу Минкульта, будут компенсированы. В качестве обоснования этой меры озвучено желание «очистить прокат от заметного числа иностранных фильмов низкого качества» - цитата из интервью управляющего директора Фонда кино Антона Малышева. Не станет ли такая забота об отечественных кинопроизводителях железным занавесом для зрителей в наших кинотеатрах?
В чем причина повышения госпошлины
В индустрии кино, ожидаемо, есть сторонники и противники этой заградительной меры, мы попросили экспертов и из лагеря, близкого к политической элите России, и с более отстранённой от бюджета стороны рассказать нашим читателям, что может произойти, если идея станет реальностью.
Президент Академии российского телевидения «ТЭФИ» и председатель Правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Александр Акопов инициативу одобряет:
«Причина повышения – желание хоть как-то урегулировать поток фильмов, который идет в кинотеатры», - сказал он. – «Проблема с прокатом состоит в том, что в прокат попадает слишком большое количество фильмов, которые потом никто не смотрит. Это происходит из-за пакетной политики, из-за того, что наши производители попадают в прокат с фильмами сомнительного качества, в целом эта мера может привести к тому, что качество проката улучшится».
Пытается найти здравое зерно в действиях Мединского и подчиненного ему ведомства и Кирилл Разлогов, кинокритик, публицист, автор и ведущий программы «Культ кино», директор Российского института культурологии: «Я думаю, в Минкульте пытаются найти какой-то эквивалент системе, действующей во Франции. Когда с каждого билета берется дополнительный налог, который идет на развитие французского кинематографа. У нас этот номер не прошел. Они и придумали эту меру».
У кинокритика Виктора Матизена, члена правления Гильдии киноведов и кинокритиков России, разумных доводов в пользу инициативы Минукульта не нашлось, и сразу, без прелюдий, перешел к сарказму:
- Полагаю, они собираются погубить прокатчиков. И они на верном пути находятся. А чего в таком случае не расстрелять тех же самых прокатчиков? Чего они, прокатчики, заражают русских людей американским кино? Зачем пошлины? Напустить на них православные отряды, зрителей убивать после просмотра иностранного фильма. Можно только приветствовать такую инициативу! Да здравствует Мединский и его замечательные неподкупные чиновники!
Перспективные реформы прокатных пошлин
Экспертам было предложено представить, что идея о повышении госпошлины на прокат фильмов до 5 миллионов рублей получила одобрение и внедрена в жизнь. Что это даст отечественному кинопрокату, приученному к иностранным фильмам зрителю, российским кинематографистам и собственно кино как искусству?
Александр Акопов:
- Не исключаю, что мысль вполне здравая. Зритель точно ничего не заметит. Но это поможет избежать наводнения кинопроката западными фильмами категории «Б». И вообще фильмами категории «Б». Основной поток фильмов не изменится.
Сергей Кудрявцев:
- Это даст повышение цен на билеты. Прокатчикам придется платить за фильмы, а собирать эти деньги они будут со зрителей. Не хочется даже комментировать очередную глупость Минкульта. Это еще одна варварская мера: размахивание дубинкой там, где нужно действовать скальпелем.
Нельзя одинаково относиться ко всем зарубежным фильмам. Получается, и к коммерческим, и к фестивальным фильмам мы будем походить одинаково, со всех брать одинаковый налог. Во-вторых, нет никакого деления на американские, европейские или азиатские фильмы – все в одну кучу, что тоже чушь.
Кирилл Разлогов:
- С точки зрения практической результаты реформы будут катастрофическими для картин малобюджетных. Соответственно, вся интеллектуальная качественная продукция будет выкинута из процесса. Кроме того, та же сумма предусмотрена для отечественных производителей, и хотя Минкульт заявляет, что она будет как-то компенсирована, я думаю, что это нереально.
В целом мера нелепая и экономически необоснованная, поэтому, я думаю, что она не будет принята.
Виктор Матизен:
- Доля российского кино в прокате в 2015 году была ниже 18%, потому что под руководством Министерства культуры наши режиссеры снимают полное говно. Они проваливаются в прокате. Даже самый знаменитый сегодня фильм «Викинг» - он же провалился. Сняли за 40 миллионов , а собрали 25 млн долларов. Это что? Собрал меньше, чем стоил. Чтобы окупиться, он должен был собрать 100 миллионов рублей. Виноваты, конечно, прокатчики зарубежного кино, кто ж еще?
Зрителей надо водить под конвоем на российское кино. Приставить конвой и гонять. Пусть смотрят. А кто не хочет – распорки вставить в веки, как в фильме «Заводной апельсин». Чего церемониться?
Я вообще предлагаю гораздо более радикальные меры: запретить под страхом смертной казни показывать иностранное кино на территории Российской Федерации, и под полицейским конвоем водить граждан на просмотр российских фильмов. Кто не захочет смотреть – приравнять к террористам и замочить в сортире.
Комментарии (0)