Владение собой - это признак ума, качество необходимое и полезное, особенно по отношению к подчинённым. Лично я ещё в детстве понял, что не буду медиком (как можно „резать“ живого человека!) и педагогом, для чего необходимо „чувствовать“ людей, а этого у меня нет. В то же время меня подсознательно „притягивали“ радио и электричество. Кроме того что я очень хотел учиться, причём мне не хотелось учиться … именно на дневном отделении: одновременно работать и учиться интереснее и полезнее, одно помогает другому, да это и независимость, да и родителям легче!
Начал я работать с 15 лет, одновременно поступил учиться в техникум на вечернее радиоотделение. После окончания учёбы сразу же загремел в армию, где то время считаю потерянным. Оказался в зенитно-артиллерийском полку, попав туда по моему же рапорту, дабы служить на радиолокаторе, т.е. на более сложной технике. Служить было очень-очень грустно, скучно и тоскливо, как никогда потом в жизни. Одна из причин … моё образование, да ещё и радиотехническое! Со мной не знали, что делать не только сержанты, но и офицеры! Потом я сам стал сержантом, стало легче. Должен признать, что ко мне – почему-то? – очень хорошо относились и командир взвода, и командир полка; вспоминаю их с теплотой, по сей день! Кстати, именно они позволили мне досрочную демобилизацию! Вообще же на освоение моей военной специальности и всего-всего остального там мне хватило бы и одного месяца. Кстати, из своего автомата АК-47 я выстрелил лишь один раз одним патроном, получив „хорошо“, командир заявил, что зачёт сдан; дальше я его только чистил.
Задним числом: чтобы избежать армии, следовало бы поступать на дневное отделение института, дабы потом не скулить.
После демобилизации вернулся работать на старое место в электротехническую лабораторию в группу измерений, в которой проработал только 1 год; но этот год дал мне очень много – как утверждал Д. Менделеев, наука начинается с измерений, знания которых крайне необходимы и для инженеров; это я видел потом постоянно и везде.
Меня влекла электроавтоматика, именно там было широкое поле для творчества, кроме того, там был творческий коллектив, в котором я и прижился. Всех своих начальников вспоминаю с уважением. Для диплома в нашем институте я взял свободную тему, и которая потом стала темой диссертации. Свободная тема – это же благодать хотя бы потому, что защищаться легко, ибо преподаватели-то не в курсе темы! После защиты ко мне, будучи председателем комиссии, подскочил мой гл. инженер, и, поздравляя, с энтузиазмом произнёс: молодец, ну ты им и „врезал“, знай наших! Сначала я не понял что и как, о чём речь, а потом до меня дошло: оказывается, отвечая на вопросы д.т.н., я вёл себя с ним на „равных“.
Самый лучший способ учёбы - самостоятельность, т.е. берёшь хорошую - толстую! – книгу, читаешь, изучаешь, получаешь знания, и спокойно сдаёшь экзамены. Учебники и книги отличаются тем, что их пишут, как правило, самые-самые большие специалисты в этой области, т.е. ни один преподаватель, ни одна лекция не дадут того, что изложено в книгах!
Как-то жене потребовались знания в гидравлике, которую ни она, ни я ранеене изучали. Она специалист по защите оборудования от коррозии, в том числе и различных трубопроводов. Так мы взяли книги - различной толщины! – по гидравлике, изучили их, написали свою компьютерную программу, которой и начали потом все пользоваться. Разумеется, жена оформила её рацпредложением.
Однажды „забавный“ случай произошёл на лекции по электротехнике, которую вела преподаватель строгий, напористый, требующий тишины и послушания, внимания студентов. В аудитории я обычно садился где-либо в середине, чтобы можно было заниматься чем-нибудь посторонним. Мой друг же всегда выбирал первый стол, стремясь „впитать“ всё и получить от лекции, тем самым, максимум возможного. И вот она рассказывает тему и пишет на доске формулы; вдруг мы стали замечать, что она периодически почему-то останавливается, и пристально смотрит на него; и так несколько раз. Наконец она остановилась перед ним, и спрашивает: вам что, студент, всё то, что я рассказываю, не интересно, что Вы так откровенно спите на моей лекции? Он: интересно, но это уже … общеизвестно! Она: тогда продолжите формулу, которую я начала писать на доске. Он: дальше следует то-то и то-то, т.е.формулу он продолжил правильно.Она: постояв немного в замешательстве, изрекла: ну что делать, спите спокойно дальше, если мы вам не мешаем! Мы, разумеется, от души посмеялись: то-то, знай наших!
В нашей же группе уже все студенты имели производственный стаж, были людьми взрослыми и серьёзными. Поэтому на 1-ом же семестре мы потребовали … заменить преподавателя математики более опытным, так как та девочка, которая только что окончила матфак университета, нас не устраивала! Кстати, потом она вела занятия у моей дочери, которая училась на другом факультете и окончила его с красным дипломом. Так вот, на ту девочку, отвергнутую нами, она уже не жаловалась.
А тогда эта была наглость несусветная, ничего подобного никогда не было! Нас послушались, и к нам пришла преподаватель математики, как для меня, то выдающаяся во всех отношениях.Где я только потом и сколько ни учился, но никто с ней не смог сравняться, она для меня, во всяком случае, осталась самой лучшей и незабываемой!
Тем не менее, наша наглость не осталось безнаказанной: под подозрение в роли зачинщиков попал и я, и начали, по моему мнению, нам мстить другие преподаватели. Технические дисциплины у меня не вызывали никаких забот и … вдруг по сопромату получаю неуд. Потом я, разумеется, его пересдал, но правило сработало: ведь ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным!Дальше – больше!
И вот пришла сессия, о чём, естественно, мы узналикак-то „случайно“, просто вдруг появился один наш студент, предвестники всех наших будущих сессий! Следует заметить, что лично мне учиться было легко: помогали полученные ранее знания и в техникуме, и на работе. Поэтому я часто пропускал лекции, если, например, по дороге в институт … „встречалось“ интересное кино. По некоторым предметам я вообще лекции не посещал: знаний по этому предмету было достаточно, в том числе и для сдачи экзамена.
И вот сдаём экзамен по математике, моём любимым предмете. Её и в школе, и в техникуме я знал хорошо, поэтому был спокоен. Ответив всё по билету, моя „любимая“ преподаватель начала задавать дополнительные вопросы: один, два, потом … 7-ой, далее перевалило уже за 10. Я не могу понять, в чём дело, случай небывалый! Где-то на 13-ом дополнительном вопросе я не выдержал и заметил, что-де мы прошли уже все темы и вы повторяетесь, сколько же можно?
Далее состоялся такой диалог:
- она: но вы же пропускали занятия;
- я: но я же всё ответил;
- она: вы же не все лекции прослушали;
- я же гну свою линию: но я же всё ответил;
- она: понимаете, если студент не был на части лекций, как он может знать всю программу?
- я: но я же на все ваши и дополнительные вопросы ответил!
- она задумалась, потом так нерешительно спрашивает: так что, вам надо ставить отлично?
- я же не „сдаюсь“: на все вопросы я ответил, хотите, спрашивайте дальше!
- она: понимаете, когда студент весь курс прослушал, тогда всё ясно, у меня же с вами другая ситуация;
- я поясняю ей: убеждён, что рано или поздно лекции вообще заменят самообразованием и консультациями у преподавателей; это будет значительно эффективнее;
- она: опять задумалась, а потом, с такой грустью в голосе, медленно произнесла: ну что же, я вынуждена вам поставить … отлично!
Так-то, знай наших! Наши не сдаются!
В процессе дальнейшей учёбы у меня с ней никаких вопросов не возникало.
Когда был образован инженерный центр, где я и оказался, так как туда перевели все производственные службы из нашего управления. Для меня лично это стало крайне важным событием, так как появилась возможность заниматься творческой работой более широко: за свой трудовой стаж число различных усовершенствований и рационализаторских предложений исчисляется сотнями, много изобретений и патентов, медалей за наши экспонаты, выставляемые на различных выставках, десятки статей в различных сборниках и специализированных журналах и др.
Ещё в самом начале моего трудового пути как-то в беседе кто-то рассказывал о том, что мы строим много разных объектов за границей, и что туда отправляют специалистов, например, в Индию. Для меня это было потрясение; потом желание махнуть за рубеж возникало постоянно, что и удалось осуществить только спустя 20 лет, когда министерство командировало меня в другую страну на 3 г, где нами строился громадный объект. Так осуществилась моя мечта. Должен признаться, что только вне Родины можно понять и почувствовать, что такое ностальгия – для этого мне оказалось достаточно лишь одного года: через год, приехав в отпуск, возвращаться уже назад на чужбину ни в какую не хотелось!
После возвращения из загранкомандировки, продолжил работу на прежнем месте; потом переводом перешёл на работу в одну организацию в Сибири. Причина: дочь привела домой мужа-студента, потом родила внука, так что потребовались деньги для расширения жилплощади.
Там в Сибири, скорее от скуки, чем из-за финансов, работал иногда одновременно на 6 работах: по совместительству, вёл занятия на различных курсах и в учебных заведениях, участвовал в комиссии по защите дипломов; с пожарниками оформлял документы на новые объекты, имея соответствующую лицензию; привлекали меня и к приёмке нового оборудования, в том числе и в других городах и др.
Там же работал на предприятии, где директор и гл. энергетик были „преданы“ до мозга костей производству и делу. Все мои подчинённые имели лишь среднетехническое образование; я всякий раз „намекал“ им на необходимость учиться дальше и получить высшее: нигде и никогда мне не встречался специалист в нашей области, не имеющий его. Наконец-то одного удалось „соблазнить“, он поступил учиться, и организация стала оплачивать его учёбу; второе же образование платное. И вдруг контра-экономисты отказали: специалисты же, видите ли, нужны мне, а им они ни к чему, это же не их дети! Пошли к директору, мне было абсолютно ясно, что он даст добро: уже одно то, что я требую! учиться решит вопрос. Дискуссия была между мной и контрой, директор же слушал и улыбался. Потом он начал листать зачётку этого студента и оглашать оценки: 1-й семестр – 4,4,3,3; 2-й – 3,3,4,4; 3-й – 4,3,4,3; 4-й – 3,4,3,4. Чёрт возьми, вот так номер – слабеньким-то мой студент оказался! Но тут я „сообразил“ и похвалил его: молодец, ровно и стабильно идёт; так бы было у нас в стране! Казалось, директор только и ждал чего-нибудь такого необычного, чтобы удовлетворить его просьбу: он начал хохотать и повторять: стабильно идёт, молодец, троечник, но … стабильный! Вопрос был решён.
Подобные эпизоды я потом использовал для своих критических, сатирических, юмористических и др. статей в различных СМИ, несмотря на то, что к последним у меня, вообще-то, отношение негативное.
Из Сибири меня вынудили уехать. Замечу, кстати, что, несмотря на мой почти почтённый возраст, я мог бы и хотел трудиться и дальше, но ушли наши и директор и гл. энергетик, а вместо них появились уже совсем-совсем … другие „руководители“, какие-то „б/у“ и которые просто меня выжили.
По этому поводу. Испанский мыслитель Бальтазар Грасиан (в продаже была его брошюрка) ещё 300 лет тому назад привёл мудрое правило: начальник подчинённому может простить любое его превосходство над ним, кроме одного – превосходство по интеллекту, по уму! Как только он это заметит, финиш, пиши - пропало: такой подчинённый или будет зажат им так, что не пикнет, или вообще будет выжит.
Вот так и жил один студент, стремящийся постоянно учиться!
Я так думаю! И вы, друзья, думайте, думайте, ибо лишь тот достоян жизни и свободы, кто каждый день стремиться изменить и улучшить их!
Желаю всем мира, дружбы, здоровья и любви; свободы, равенства и братства; успешной, достойной, содержательной, полнокровной, радостной и счастливой жизни; всех нормальных человеческих благ и успехов, а, главное, бодрости и веры в лучшее будущее.
Комментарии (0)