Виктор Милитарёв
В СМИ продолжается дискуссия, связанная с высказываниями о монархии двух влиятельных архиереев Русской православной церкви. Но мне хотелось бы обсудить вопрос о достоинствах и недостатках этой формы правления более подробно.
Вот уже больше недели в наших СМИ продолжается дискуссия, связанная с высказываниями двух влиятельных архиереев Русской православной церкви – митрополита Илариона (Алфеева) и епископа Тихона (Шевкунова).
Началось все с того, что владыка Иларион, глава отдела внешних церковных связей Синода Русской церкви,
Он сказал, что проблема восстановления монархии в нашей стране сегодня является неактуальной, но в случае, если эта тема будет всерьез обсуждаться в реальном ключе, то наша Церковь, конечно, примет участие в этом обсуждении.
Он сказал также, что Церковь поддерживает любой режим правления, если только он не совершает действия, противоречащие христианской нравственности, но отметил, что, по его мнению, у монархии по сравнению с другими государственными устройствами присутствует ряд преимуществ. Важнейшим из них является то, что монарх благословляется на царствование непосредственно Церковью и несет ответственность за свой народ перед Богом.
Владыка также отметил, что среди православных верующих в нашей стране немало монархистов. И еще он сказал, что сегодняшние конституционные монархии в Европе, в которых монарх является чисто декоративной фигурой, у него лично энтузиазма не вызывают.
В общем, очень умеренное и острожное выступление. Но реакцию оно вызвало очень бурную.
Либералы сразу стали его обвинять в призывах к восстановлению монархии. А самые либеральные из либералов даже стали намекать, что возможно таким образом осуществляется зондаж вопроса о коронации Путина.
Власти, естественно, ответили, что у них таких мыслей не было и нет. Что, конечно же, чистая правда.
А православные «ультрас» тут же стали обвинять владыку Илариона в «лицемерии». Мол, невозможно поверить в то, что «модернист и экуменист» Иларион может всерьез желать восстановления монархии. Разве что какой-то «масонской антирусской монархии».
На этом фоне последовавшее через некоторое время после выступления владыки Илариона
Хотя, на мой взгляд, владыка Тихон сказал ровно то же самое, что и владыка Иларион, только в других выражениях.
Он сказал, что восстановление монархии сегодня абсолютно неактуально и нецелесообразно. И отметил, что у монархии, как и у любого социального института, есть как достоинства, так и недостатки.
Я в общем-то полностью согласен с тезисами выступлений обоих архиереев. Но мне хотелось бы обсудить вопрос о монархии, ее достоинствах и недостатках гораздо более подробно.
Если говорить коротко, то моя позиция вполне совпадает с «Социальным учением» нашей Церкви. Я согласен с тем, что любое правление, не нарушающее христианской этики, равноприемлемо. И при этом, как и большинство православных, я склонен видеть преимущества монархии.
Другое дело, что мой монархизм чрезвычайно далек от той формы монархизма, которую разделяет большинство моих православных единоверцев в России.
Они, собственно, считают, что монархия есть прямое Божественное установление и что монарх, отвечая перед Богом, не может и не должен иметь никакой ответственности перед народом. А вот подданные, наоборот, согласно этому Божественному установлению, обязаны во всем подчиняться воле монарха. Почему? А потому что так повелел Господь.
Помню, на мой провокационный вопрос, обращенный к одному такому монархисту: «Так что, если этот твой монарх велит мне отрубить себе руку, я и это должен делать?» – он мне ответил: «Конечно». А когда я пожаловался на него другому знакомому, тот мне ответил: «Такого быть не может. Ведь у любого царя есть духовник, и он его никогда на такое не благословит».
Не буду сейчас обсуждать эти взгляды подробно, они заслуживают отдельного разговора.
Скажу лишь, что выискивание в религии каких бы то ни было «Божественных установлений» и «прямой воли Божией, выраженной явно», есть типичное проявление фундаментализма игиловского толка, чуждого даже исламу. Что уж тут говорить о христианстве, которое является религией совести, братской любви и товарищеских отношений между людьми.
Я же, вслед за Львом Тихомировым, придерживаюсь взглядов о том, что монархия имеет преимущества над другими формами правления по вполне рациональным причинам.
Другое дело, что, на мой взгляд, такие преимущества имеет не любая монархия, а только монархия социально ориентированная, монархия, придерживающаяся социальной справедливости. И таких монархий в истории человечества довольно много.
Одну из них, Византийскую, показал нам уже упоминавшийся выше епископ Тихон в своем знаменитом фильме «Империя». Но пример Византии отнюдь не единственный.
Если вынести за скобку историю человечества после промышленной революции и не рассматривать национальное государство, правовое государство, рыночную экономику и парламентскую демократию со всеми институтами последних трех столетий, то предшествующие три тысячелетия знают лишь три государственных типа.
Это город-государство, сословная монархия и социально ориентированная монархия.
Города-государства были основаны на торговле, имели демократически-олигархические режимы, и, в сущности, их политическая система представляла собою власть богатых. Некоторые исследователи даже говорят о «капитализме древнего мира». Впрочем, в условиях отсутствия промышленности массовое сельхозпроизводство чаще всего достигалось в этих плутократиях посредством плантационного рабства.
Сословные монархии, как правило, возникали в результате завоевания одного государства другим с последующим превращением завоевателей в аристократию, а завоеванных – в низшие сословия.
Социально же ориентированные монархии, как правило, возникали в результате народных восстаний в плутократиях и сословных монархиях. Лозунгом этих восстаний было требование справедливости.
Результатом таких «древних и средневековых революций» было образование монархических государств, в которых вся земля принадлежала монарху, то есть, выражаясь по-современному, находилась в госсобственности и выделялась государством крестьянским общинам во владение и пользование.
А власть осуществлялась при помощи чиновничества и армии, подбиравшихся по заслугам и умениям, а не по наследству.
Первым историческим примером такого государства была Вавилонская империя Саргона Великого. А наиболее каноничные образцы такой государственной модели дает нам, конечно же, Китай. Впрочем, социально ориентированные монархии мы видим и в Индии, и на Ближнем Востоке, и в Древнем Риме.
В Западной Европе после падения Рима мы видим только плутократии и сословные монархии. На их-то фундаменте и возник современный капитализм. И европейская мысль всегда плохо относилась к чуждым себе социально ориентированным монархиям, презрительно именуя их «восточными деспотиями».
Тем не менее в истории неевропейского человечества социально ориентированные монархии регулярно возрождались и побеждали. За всеми «разложениями» и «перестройками», ведущими к перерождению социально ориентированных монархий в сословные и плутократические, неизбежно следовали новые восстания или завоевания, приводившие к восстановлению справедливости.
И Римская империя, которую хвалил апостол Павел, и все православные государства, Византия, Сербия, Болгария и Московская Русь, были социально ориентированными монархиями. И только после Петра у нас возникла сословная монархия с элементами капитализма и с жестким закрепощением крестьян.
В целом же, если не ориентироваться на Запад и не сводить всю историю человечества к последним трем столетиям, то видно, что «добрых царей» в человеческой истории было едва ли не больше, чем царей жестоких и грабительских.
И уж заведомо больше, чем «добрых президентов» и «добрых премьеров», избранных по демократической процедуре. Да и в Европе социальное государство стало возникать только при так называемых бонапартистских режимах – при Наполеоне III и Бисмарке. А уж вся дальнейшая история социального государства была связана исключительно с советским режимом у нас и социал-демократическими режимами «народных домов» в Европе.
Так что, если не считать нашего недавнего прошлого, то все лучшее в истории человечества связано почти исключительно с монархическими режимами.
Комментарии (0)