В Великую Отечественную концертные бригады колесили по фронтам, неся в солдатские массы высокое, светлое, укрепляя веру в победу, крепя стойкость в борьбе с врагом.
Сегодня нет войны, но она развязана масскультом против собственного народа, поскольку направлена на разрушение семьи и личности, взращивает инстинкты, вызывающие этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию. К чему это может привести?
Анализ советских школьных программ по литературе показывает: все наше гуманитарное образование было ориентировано на патриотическое воспитание молодежи, подготовку к защите социалистического Отечества (произведения Д. Фурманова, А. Фадеева, Н. Островского, А. Гайдара).
А борцы за его свободу и независимость – Данко, Левинсон, Метелица, Чапаев, Павка Корчагин – ярко и с большой убедительностью учили любить Родину, ее героический народ, культивировали боевые, революционные, трудовые традиции.
Уроки испражнения
Насколько это хорошо или плохо – тема отдельного разговора. Но сегодня налицо обратный крен. Проведенный анализ действующих методических материалов по литературе показал, что из программы изъяты многие произведения именно патриотической направленности.
Например, в учебнике «Современная русская литература» (1990-е – начало XXI века) по тематике Великой Отечественной войны рекомендованы издевательская эпитафия И. Бродского «На смерть Жукова» и книга Г. Вадимова «Генерал и его армия», в которой восхваляются Гудериан и предатель Власов.
В Энциклопедии для детей, выпущенной издательством «Аванта плюс», как выдающиеся полководцы названы два – Жуков и Власов. При этом дано несколько фотографий второго.
Не входят в программу «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого и «Молодая гвардия» А. Фадеева. Мало кто из школьников знает «Судьбу человека» М. Шолохова, «Русский характер» А. Толстого.
Произведения, освещающие тему Великой Отечественной, проходят в основном обзорно. В рекомендуемые попали произведения К. Симонова, А. Твардовского, Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Кондратьева, В. Некрасова и др. Но даже в этом куцем списке нет В. Каверина, В. Кожевникова, А. Чаковского.
Обзорное изучение в отличие от текстуального не предполагает углубления в содержание. Хотя пункт «Требований к уровню подготовки выпускников» гласит: «Изучение литературы в школе призвано обеспечить воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции».
Вместо этого российским учащимся рекомендуют читать такие книги, как «Лолита» В. Набокова, «Голубое сало» В. Сорокина, «Энциклопедия русской души» В. Ерофеева, «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича.
Миллионными тиражами публикуются сочинения и воспоминания изменников Родины В. Резуна, О. Гордиевского, В. Шевченко и др. Рекламируется деятельность бандитов и террористов.
Например, в книге «Энциклопедия военного искусства», в которой почти ни слова не сказано о предмете, описывается, как «полковник вооруженных сил Республики Ичкерия (Басаев), укрепившись по всем правилам военного искусства в здании больницы (г. Буденновск), провел на территории противника диверсионную акцию, адекватную тому, что творили федеральные войска в Чечне. В результате батальон Басаева с триумфом вернулся в Чечню, а униженный и оскорбленный Кремль был вынужден де-факто признать Дудаева лидером Ичкерии».
Желающих опошлить российское воинство хватает и среди театральных деятелей. Один из примеров – постановка на сцене не какого-нибудь, а Центрального академического театра Российской армии спектакля «Одноклассники» по пьесе Ю. Полякова. Одного из персонажей играет «человек из фонда», как указано в программке, одетый в форму майора.
Он доставляет в подарок парализованному ветерану афганской войны протез то ли руки, то ли ноги, изображая при этом полного идиота. Зрители смеются. Способствует ли постановка воспитанию уважения к армии? Ответ очевиден.
На моральное состояние войск всегда оказывало влияние изобразительное искусство. В его развитие значительный вклад внесли российские военнослужащие.
В золотой фонд вошли произведения таких выдающихся мастеров, как П. Клодт, Н. Ярошенко, В. Верещагин, П. Федотов, и многих других. Явлением стала деятельность студии военных художников им. М. Грекова, где работали выдающиеся мастера: подполковник Е. Вучетич, майоры А. Гарпенко, П. Кривоногов, П. Мальцев.
Художественными руководителями студии в разные годы были полковники Н. Жуков (народный художник СССР), М. Самсонов (член-корреспондент Академии художеств), Н. Соломин (народный художник России). В настоящее время в живописи засилье постмодернизма, постимпрессионизма, постабстракционизма.
Но уже нет ярких мастеров, какими были Кандинский, Малевич, Врубель. Есть рабское племя подражателей, вершиной творчества которых становятся произведения из экскрементов и карикатуры на армию. Эти и подобные произведения широко представлены на всевозможных антивоенных выставках и форумах.
В развитии мировой музыкальной культуры значительные заслуги имеют гусар А. Алябьев, генерал Ц. Кюи, морской офицер Н. Римский-Корсаков, воспитанники школы гвардейских прапорщиков М. Мусоргский и кадетского корпуса А. Скрябин, начальник Военно-оркестровой службы СА и ВМФ генерал-майор С. Чернецкий, основатель и руководитель Ансамбля песни и пляски Советской армии генерал-майор А. Александров.
Однако в настоящее время в стране всячески пропагандируется и внедряется западная поп-музыка. Рекламируются группы, в исполнении которых звучат песни с призывами к насилию, сексу, в том числе нетрадиционному, часто в сочетании с ненормативной лексикой.
Выдающийся русский композитор Р. Щедрин назвал подобные упражнения грязью в музыкальной атмосфере. Это псевдоискусство обращено «не к чувствам, а к инстинктам людей. Не благосостояние, а сытость, не любовь, а секс, не коллективизм, а эгоцентризм проповедуют все эти «панки» и прочие «ансамбли», «группы» и даже «команды», откровенно бахвалящиеся своим космополитизмом».
Но особенно сильно на мировоззрение современного человека воздействует кино и телевидение.
На первом месте (20%) – программы информационно-аналитического характера и новости. На втором (19%) – развлекательные передачи. На третьем (16%) – спортивные трансляции, далее художественные фильмы и музыкальные передачи. 5% опрошенных не смотрят телевизор.
Много имен, связанных с Вооруженными Силами, вошло в историю кино. Это прежде всего есаул войска Донского А. Ханжонков, старший лейтенант, командир воздушно-десантной роты Г. Чухрай, майор Ю. Озеров, старший лейтенант Ф. Хитрук, лейтенант Г. Бакланов, капитан 1-го ранга В. Микоша, майор С. Фрейндлих и многие другие.
Однако в настоящее время идет сплошной поток низкопробных сериалов и недобросовестной рекламы. Причем без ограничений.
Положение усугубляется негативным воздействием на молодежь таких кинофильмов, как «Штрафбат», «Враг у ворот», «Сволочи», где извращаются важнейшие события Великой Отечественной.
В телепередаче «Суд истории» наша страна объявлялась виновником развязывания Второй мировой войны, освободительная миссия советских Вооруженных Сил изображалась как оккупационная, огульно охаивался офицерский корпус.
Рен-ТВ длительное время крутил сериал «Солдаты», где воспевается казарменное хулиганство, офицеры и прапорщики выставлены дебилами.
Без царя в голове
К сожалению, правительство мало озабочено сложившейся в киноиндустрии и на телевидении ситуацией. Это проявляется в ненадлежащем контроле деятельности каналов, получающих, между прочим, бюджетные средства, попустительстве при выдаче лицензий на вещание, отсутствии цензуры за тем, что демонстрируется на экранах кинотеатров и телевизоров.
Хотя она есть даже в США. Все это приводит к духовно-нравственному обнищанию и растлению российских граждан.
В основе воспитания молодого поколения в России всегда лежала идеология выполнения воинского долга перед Отечеством. Патриотизм, неразрывно связанный в России с преданностью престолу и вере предков, был краеугольным камнем.
Триединая формула «За Веру, Царя и Отечество» определяла все воспитание будущих ратников. Их поведение и отношение к действительности обусловливались тем, что всякое явление или идея рассматривались сквозь призму национальных интересов и задач.
Армия сильна прежде всего традициями. Одна из них – религиозная культура. Таким образом, военная организация получает огромную поддержку – за полководцем стоит авторитет Бога, мужество воинов укрепляется учением о загробном мире и воздаянии павшим в бою.
Еще в приказе 1653 года отмечалось: «…Больше сея любви несть, да кто душу свою положит за други своя, и аще кто, воинствуя... за православную веру... небесного царства и вечной благодати сподобится».
Поучительна для сегодняшней России политика, проводимая в XIII веке Александром Невским. Русский князь пошел на соглашение с татаро-монгольской Ордой и направил основные усилия на борьбу с крестоносцами, угрожавшим Руси с Запада.
Александр Невский видел, что Орда требует в основном уплату налога (ясака) и не трогает Православную церковь, не навязывает свои язык и культуру.
А Тевтонский орден подавлял прежде всего веру и национальную самобытность покоренных народов.
«За все время своего существования России приходилось отбиваться от двух врагов, – утверждает русский военный историк А. А. Керсновский.
– Первый враг – враг восточный – приходил к нам из глубины азиатских степей, сперва в облике обров и половцев, затем монголов и татар и, наконец, турок. Эти последние, покорив пол-Европы, превратили Царьград в Стамбул – тем самым став поперек нашего исторического пути.
Второй враг – западный. Упорный и беспощадный, хитрый и бездушный, коварный и бесчестный. На протяжении семисот лет – от Ледового побоища до Брест-Литовска – враг традиционный, но не раз по капризу истории надевавший личину «традиционной дружбы» – всякий раз все к большей своей выгоде и все к большей беде России.
Борьба с восточным врагом обратилась для России сперва в защиту христианской веры, а в последующие века – в освобождение угнетенных единоверцев и единоплеменников. И тот же освободительный характер приняла и самая большая из ее войн с врагом западным.
Все это сообщает войнам, в которых участвовала Россия, характер, совершенно отличный от тех, что вели другие народы, придает им отпечаток той высшей гуманности, за которую на этом свете не существует человеческой награды. Россия выполняла свою задачу – задачу «Божьей рати лучшего воина» – многовековой непрерывный поход за свое освобождение.
Француз умирал за славу, белое знамя, императора и просто за прекрасную Францию. Англичанин погибал на краю света «за все большую Британию» и лил во славу старой Англии свою кровь во все моря земного шара…
Русский офицер и русский солдат полагали свою душу «за други своя». Со смертью каждого из них словно одной звездочкой становилось больше на небе.
И если бы удалось собрать в один сосуд всю кровь, пролитую ими на протяжении веков на полях Германии и Франции, Галиции и Польши, в горах Болгарии и Армении, то единственной надписью на этой чаше могло бы быть: «Не нам, не нам, а Имени Твоему».
Христианская Россия причислила к лику святых Александра Невского, его сына Даниила Московского, Дмитрия Донского. К святому российскому воинству принадлежат князья Щеня и Михаил Воротынский. К лику святых причислен адмирал Федор Федорович Ушаков, не проигравший ни одного морского сражения и всегда шедший на бой с православными иконами. Светлейшими князьями являются Суворов, Кутузов, другие патриоты земли Русской.
Во главе русских войск всегда шли священники с хоругвями. Патриарх всея Руси Алексий I удостоен четырех орденов Красного Знамени за свой вклад в победу над фашистской Германией.
А ныне в стране торжествует безбожие. Извращения в виде лесбиянства, педерастии, мазохизма становятся признаком «элитарности».
Произошел резкий рост сатанинских, оккультных движений, сект. И все – в угоду толерантности, а по существу вследствие духовно-нравственного упадка, попрания всех норм морали и этики.
Болонка на месте образования
Этот упадок проявляется и в армии – в поведении, нарушениях формы одежды, взаимоотношениях начальников и подчиненных. К сожалению, дурной пример показал бывший руководящий состав Министерства обороны во главе с Сердюковым, который, не имея представления об армейской службе, поднаторел в ненормативной лексике при общении с офицерами.
Известен случай, когда в сентябре 2010 года он во время посещения Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища покрыл нецензурной бранью начальника училища – Героя России гвардии полковника А. Красова в присутствии его подчиненных.
Правда, и они, сами боевые офицеры, отчасти виноваты в том, что позволили так поступать с собой. А ведь в Русской императорской армии такого не прощали, поскольку честь и достоинство были превыше всего.
Князь Кропоткин описывает в «Записках революционера» случай, как некий офицер был оскорблен Александром III, бывшим тогда наследником престола.
Находясь в неравном положении, не вправе вызвать на дуэль самого цесаревича, офицер послал записку с требованием письменного извинения, в противном случае угрожая самоубийством. Будь наследник более чутким, он бы дал удовлетворение человеку, не имевшему возможности вызвать его.
Но не сделал этого. По истечении 24 часов оскорбленный исполнил свое обещание. Разгневанный Александр II резко отчитал сына и приказал ему сопровождать гроб офицера на похоронах.
Можно вспомнить пример с погоном на груди. Сейчас это кажется нонсенсом, а ведь подавалось в свое время как важное новшество. Хотя военная форма одежды – атрибут практической ценности, а не показ возможностей дома мод.
Вспомним Великую Отечественную, когда наше обмундирование оказалось добротнее и прочнее фашистской «красивой» формы.
У советских солдат не было особой предрасположенности к холодам – ни морозостойкости, ни подкожного жира. Просто в отличие от немецких вояк наши бойцы были теплее одеты. И если гитлеровское командование не смогло обмундировать армию должным образом, это говорит о «компетентности» самих германских стратегов.
То же можно сказать о прежнем руководстве Минобороны с его приверженностью к модным формам, результатом чего стали массовые простудные заболевания и вывод из строя целых подразделений и частей.
Важнейшая роль в формировании армейской культуры принадлежит образованию. Как система оно, к сожалению, было развалено опять-таки прежним руководством Минобороны. В частности, ликвидировано несколько основных военных академий и вузов, в семь раз уменьшено число преподавателей.
Офицерский состав стали обучать по трехуровневой Болонской системе (бакалавриат, специалитет и магистратура), что повлекло резкое снижение качества подготовки.Сергей Шойгу это отменил.
Кстати, тогдашняя глава Департамента образования Минобороны (сейчас упразднен) Екатерина Приезжева заслушивалась на заседании Общественной палаты и, по свидетельству специалистов, не могла внятно обосновать суть и цели реформы военного образования.
Величайший урок истории состоит в том, что военное искусство национально.
«Следует помнить, что военное искусство не может и не должно у всех народов выливаться в одни и те же формы, быть всегда и везде одинаковым, вне зависимости от духа и особенностей народа. Спасение наше и возрождение может заключаться только в отрешении от иноземных устоев и возвращении к заветам славных вождей Российской армии», – призывал в начале ХХ века военный историк Н. Морозов.
«…Механическое заимствование у других народов сулит нам добра меньше, чем когда-нибудь; и только те из нас, которые потеряли живое чувство России или, может быть, никогда не имели его, которые не видят, а может быть, никогда не видели ее своеобразную проблематику (духовную и религиозную, психологическую и национальную, политическую и хозяйственную), могут думать, что Россия спасется какой-нибудь слепою формою западничества», – предупреждал философ И. Ильин.
К сожалению, в современной России государственные деятели не вняли предупреждениям многих отечественных мыслителей, когда с 1992 года армию стали формировать по американскому образу и подобию.
Все это закончилось массовым увольнением из рядов Вооруженных Сил многих способных офицеров и прапорщиков и довольно чувствительным поражением в первой чеченской войне.
Нам нужен иной подход к изучению зарубежных армий. Со многими надо сотрудничать. Но это означает взаимное обогащение, а не подгонку под натовские или иные стандарты.
Тем не менее не прекращаются попытки «втиснуть» наши боевые традиции, русское военное искусство в прокрустово ложе иностранного, прежде всего натовского опыта.
В отечественной печати вовсю превозносятся сомнительные достоинства то американской, то британской, то израильской армий, и незаслуженно принижается своя.
В одной из профильных газет в рассказе о вооруженных силах Голландии предлагается перенимать такие, с позволения сказать, новшества, как не отдавать друг другу честь, не вставать, когда мимо проходит старший по званию, и некоторые другие нелепости.
«Нашим журналистам невдомек, – напоминает президент Академии военных наук РФ генерал армии Махмут Гареев, – что мы все это уже пережили. Еще в уставах 30-х годов указывалось, что красноармеец приветствует командира только в том случае, если он его уважает. Но жизнь уже в финскую войну жестоко наказала нас за все эти вольности, и вовремя одумались.
Дело в том, что все эти армии, которые сейчас расхваливают, никаких испытаний еще не прошли, ни в одной серьезной войне не участвовали. Та же голландская армия при первом столкновении с германской летом 1940 года… быстренько разбежалась».
Сейчас Российской армии необходима государственная защита, прежде всего в моральном плане, от измышлений, инсинуаций, клеветы и откровенной лжи со стороны недобросовестной и продажной части политических и общественных деятелей, аналитиков, журналистского и телевизионного корпуса страны.
Необходимо создание атмосферы нравственности, без которой невозможно воспитание конструктивного оборонного сознания людей, заслонов и преград разрушительной деятельности недругов России и их агентов влияния.
Василий Микрюков,
доктор педагогических наук, член Академии военных наук РФ
Комментарии (0)