На фоне отсутствия прогресса в мирном процессе в Донбассе вопрос о дальнейшей стратегии Кремля в отношении Украины продолжает оставаться предметом споров.
Спустя три года после Крыма и начала войны на востоке Украины рецепты в этом интеллектуальном конфликте в сущности не претерпели изменений.
Адепты «партии войны» по-прежнему уверены в том, что Россия может достойно выйти из донбасской истории, действуя только силовым способом. Например, использовать провокацию Киева в отношении ДНР-ЛНР как casus belli и поставить Запад перед фактом быстрой оккупации всей Украины или ее значительной части с полным лишением Киева доступа к Черному и Азовскому морям. В качестве «мягкого решения» также популярны различные варианты силовой смены режима с целью возвращения всей Украины в зону российских интересов и включения ее в российские интеграционные проекты. Сохраняется в повестке и тема неизбежного развала самой Украины под давлением внутренних противоречий, которого российским властям следует лишь дождаться.
Как и прежде, сторонники «партии мира» считают, что России в долгосрочной перспективе будет достаточно, если Украина останется нейтральным и, возможно, федеративным государством, которое будет выступать в качестве моста между двумя большими интеграционными проектами на континенте – ЕС и ЕАЭС. При благоприятном развитии отношений Киев рано или поздно признает российский суверенитет над Крымом и подпишет новый договор о границе.
Кроме того, эти подходы часто пытаются примирить в рамках одной и той же стратегии – как программа-максимум и как программа-минимум. Расстановку приоритетов в таком случае предлагается осуществлять в зависимости от складывающихся внешнеполитических и внутриукраинских обстоятельств.
Однако в этих дискуссиях, если вынести за скобки непроработанный и откровенно «прожектерский» характер многих идей, теряется вопрос о том, каков для Кремля наиболее оптимальный и одновременно наиболее реалистичный сценарий развития событий на Украине в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Представить такой сценарий достаточно просто, и носит он не военный, а чисто политический характер.
Во-первых, российское руководство заинтересовано в непереизбрании президента Порошенко и в смене правящей команды на Украине в целом на более нейтральную и настроенную на конструктив – по крайней мере в вопросах торговли и, возможно, безопасности.
Во-вторых, следует признать, что добиться этого Россия может только с помощью украинских избирателей – через очередные выборы.
В этом смысле наглядный пример на постсоветском пространстве возможного политического развития Украины предоставляет Грузия.
В августе 2008 года Россия и Грузия находились в состоянии прямого военного конфликта. В Москве звучали призывы «дойти до Тбилиси» и сменить режим Саакашвили. Кремль пошел на беспрецедентный шаг – отказался от принципа нерушимости границ бывших советских республик, признав суверенитет Абхазии и Южной Осетии. Отношения двух стран достигли критической точки. Как казалось тогда, любая нормализация отношений между двумя странами исключена на долгие годы.
В 2012 году на парламентских выборах победу одержало объединение «Грузинская мечта». Новая власть не признавала и вряд ли когда-либо признает независимость Абхазии и Южной Осетии, выступает за интеграцию Грузии в ЕС и НАТО, но одновременно заявляла о готовности к постепенной нормализации отношений с Россией и восстановление нормальной торговли между двумя странами. Смена власти в Грузии не решила большинства проблем двусторонних отношений. Тбилиси двигается по своему пути, в сторону от России. Однако серьезным достижением стало то, что страны вышли из состояния жесткого клинча и угроза возобновления войны практически равна нулю. Грузия больше не является открыто враждебным России государством. Развиваются и экономические отношения между двумя странами. Все это произошло благодаря тому, что в Грузии состоялась легитимная и демократическая смена власти.
В 2019 году на Украине должны пройти сначала президентские, а затем и парламентские выборы. Вероятность поражения президента Порошенко и правящей коалиции в данный момент скорее растет, чем сокращается. Так, согласно июньскому опросу группы «Рейтинг», действующий президент проигрывает Юлии Тимошенко во втором туре – 24% против 32%. В то же время вероятность прихода к власти на Украине открыто пророссийского режима трудно оценить даже в долгосрочной перспективе. Было бы наивным всерьез рассчитывать на то, что какой-либо из украинских политиков, который в состоянии побороться за власть, выступит в своей программе с предложением признать Крым российским – как и отказаться от евроинтеграции. Однако предложение перейти к прямым переговорам с отколовшимися территориями в Донбассе не кажется политически невозможным.
Главным интересом России в отношении Украины в настоящий момент является прекращение войны в Донбассе и восстановление нормальных экономических отношений – отмена всех взаимных санкций и ограничений, которые были введены после 2014 года. Президентские и парламентские выборы 2019 года открывают в этом смысле определенные возможности. Несмотря на свою жесткую риторику, Тимошенко имеет богатый и позитивный для Кремля опыт контактов с российскими властями. В любом случае ей придется править с помощью создания широкой коалиции, в которую, возможно, войдут и бывшие «регионалы». Не исключено, что России будут выгодны и другие кандидатуры, кроме Порошенко, которые будут набирать электоральный вес уже ближе к выборам. Так, новое поколение украинских реформаторов, которое негативно настроено в отношении Порошенко, также может прийти к необходимости восстановления экономических отношений с Россией и занятия более гибкой позиции по Донбассу, что послужит толчком для более серьезной «разрядки».
До 2014 года Россия имела свою игру на всех украинских выборах. В 2019 году вряд ли у Москвы появится существенно больше инструментов для влияния на украинскую внутреннюю политику, как и сторонников на территории Украины. Однако ставка на политическую работу сейчас кажется наименее рискованной и наиболее многообещающей. К тому же, принимая во внимание фактор большой непопулярности действующей украинской власти и разочарования в элитах в целом, Кремлю нет необходимости пытаться агрессивно вмешиваться в украинскую политику и создавать там свои группы влияния. Всю главную работу придется сделать украинскому обществу, однако на определенном этапе точечные и умные сигналы вполне могут помочь привести к власти в Киеве политиков, которые захотят изменить вектор двусторонних отношений.
Комментарии (0)