Формула управления социумом не меняется с древнеримских времен, сводясь к пресловутому лозунгу «хлеба и зрелищ». Поскольку сегодняшняя украинская власть патологически не способна обеспечивать общество, потребности которого уже опустились на нижние ступени пирамиды Маслоу, материальными благами, приходится по полной программе предоставлять зрелища. Шоу-политика продолжает камуфлировать безрадостные политэкономические процессы на Украине.
Главное зрелище, демонстрируемое власть придержащими — это, безусловно, декоммунизация. Которая, нельзя не отметить, создает массу неудобств населению и бизнесу, вынужденных менять паспорта с пропиской, бланки, печати и прочее. Уже не говоря о том, что кампания по переименованию всего и вся обошлась украинским налогоплательщикам в 5 млрд гривен (около $ 200 млн), а также расширила линии раскола в обществе.
Тем не менее, декоммунизация не думает сбавлять обороты. Намедни министр юстиции Павел Петренко предложил отменить все нормативные акты органов государственной власти и управления УССР и Советского союза, представив соответствующий законопроект на заседании Кабмина 12 апреля. Планируется, что данный законопроект будет рассмотрен парламентом уже в мае. Изучим детальнее последствия принятия такого решения.
Политико-правовые последствия
Одной из главных идей-фикс националистического крыла пришедшей на волне «майдана» власти — разрыв правопреемственности с УССР и присвоение Украине статуса правопреемника Украинской Народной Республики (1917−1922). В общем-то, отмена всей советской нормативно-правовой базы и будет реализацией подобных планов националистического лагеря.
Впрочем, совершенно непонятно, чем будет заполнен правовой вакуум, который неизбежно возникнет в результате «декоммунизации» советской законодательной базы. Притом речь идет об основополагающих документах государства, принятых еще Верховным Советом УССР — Декларации о государственном суверенитете Украины и Акта провозглашения независимости Украины.
Кроме того, именно Верховный Совет УССР принимал решения о присоединении к УССР Галичины, Волыни, Северной Буковины, Южной Бессарабии, Закарпатья, Крыма. Следовательно, соседние страны получат дополнительные основания для поднятия вопроса о нелегитимности пребывания данных территорий в составе Украины. И если предъявление территориальных претензий Украине со стороны соседних Венгрии, Румынии, Польши — перспектива туманная, то исков о реституции (для удовлетворения которых появляются новые юридические аргументы) — вполне реальная. Отметим, что в вышеуказанных государствах готовятся десятки тысяч исков о реституции, тем более подписание Соглашения об ассоциации Украина-ЕС и официальное признание Верховной Радой советской эпохи «преступной» существенно упростили данную задачу.
Вместе с тем, позиция Киева в международных судебных инстанциях по Крыму (и без того весьма слабая) получит дополнительную пробоину. А Россия — лишний аргумент для внешней легитимизации нахождения Крыма в своем составе. Впрочем, это уже умозрительные заключения — в любом случае возврат Крыма де-факто в украинскую юрисдикцию выглядит практически фантастикой.
Также отметим, что Украина может лишиться статуса государства-основателя ООН — но это уже мелочи на фоне вышеуказанных последствий.
Словом, национальных интересов Украины в рамках инициатив по отмене советского законодательства не просматривается и близко. По всей видимости, ключевая задача, которую перед собой поставили власть придержащие, выдвигая подобные инициативы с сомнительными политико-правовыми последствиями — это удовлетворение праворадикального азарта собственного электората.
Если и поддерживать декоммунизацию нормативно-правовой базы, то лишь в части самого принципа ее создания, сохранившегося с советской эпохи — когда, в отличие от многих других стран, в законах не указан конкретный механизм их реализации, а многочисленные подзаконные акты принимаются органами исполнительной власти (т.е. чиновники, которые должны исполнять принятые парламентом законы, сами их и дорабатывают в выгодном для себя свете).
Социально-правовые последствия
Чуть ли не последним ликвидным активом Украины, который вскоре может быть пущен с молотка в рамках выполнения требований МВФ, остается земля сельскохозяйственного назначения (20−25% мирового чернозема находится на Украине). В случае отмены всей советской нормативно-правовой базы к «битве за землю» активно подключатся местные чиновники. Дело в том, что границы районов Украины (из которых состоят области) до сих пор регламентируются постановлениями Президиума Верховного Совета УССР. Поле, которое получат местные чиновники для коррупционных маневров после отмены данных постановлений, — громаднейшее.
Кроме того, на сегодняшний день на Украине действуют три кодекса, принятые в советское время — Кодекс законов о труде Украины (от 1971), Жилищный кодекс Украинской ССР (1983), Кодекс Украины об административных правонарушениях (1984). Предельно очевидно, что отмена целого ряда статей кодекса приведет к возникновению огромного количества дыр в законодательстве. Каждый юрист знает — дыры в законодательстве являются замечательной возможностью нечистым на руку чиновникам обогащаться, трактуя законы по собственному усмотрению. Впрочем, удивляться не приходится — присвоение коррупционной ренты является основной (если не единственной) мотивацией правящего класса Украины.
Отдельно стоит сказать о Кодексе законов о труде (КЗоТ). Множество его положений приняты в рамках присоединения к конвенциям Международной организации труда, значительная доля которых была ратифицирована Украиной в советское время (данные конвенции предоставляют широкие права наемным рабочим). «Декоммунизация» норм кодекса и международных конвенций укладывается в логику интересов власть имущих, заинтересованных в сбросе всех социальных обязательств (в логике социал-дарвинизма — откровенного балласта) и лишении трудящихся всех возможных прав. На данный момент парламент в первом чтении принял новую редакцию КЗоТ — пожалуй, даже у рабов в Древнем Риме было больше прав. В принципе, вся социальная и экономическая политика правительств Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана сводится к формуле «сильных — в рабы, слабых — в гробы».
«Декоммунизация» советской нормативно-правовой базы серьезно ударит по инфраструктуре и условиям жизни граждан. Вот лишь небольшой пример — недавно под эгидой декоммунизации и дерегуляции Минюст отменил инструкцию по борьбе с ящуром, даже не согласовав данный шаг с Министерством аграрной политики и продовольствия. Международное эпизоотическое бюро обязало киевские власти восстановить действие инструкции, пригрозив утратой возможности экспорта продукции животноводства.
Что будет в случае отмены сотен подобных инструкций, стандартов, нормативов, которые регламентируют качество продуктов питания и лекарственных препаратов, правила пожарной и строительной безопасности, технику безопасности на предприятиях, правила обращения со взрывоопасными веществами, строительные нормативы, дорожные работы и многое другое — догадаться нетрудно. Все это выступит катализатором развала и без того дышащей на ладан украинской инфраструктуры и превращения Украины в непригодную для жизни территорию.
Словом, собственные узкокорпоративные интересы украинские элитарии ставят куда выше интересов страны и населяющих ее граждан. Перефразируя классика — живут, под собой не чуя страны.
Денис Гаевский, Киев
Комментарии (0)