Текст и фото Сергея Рыжкова
Впечатления киевлянина от Крестного хода
«Зачем они идут?» Такой вопрос — то с опаской, то с раздражением, то с недоумением — звучит в эти дни отовсюду.
Найти для себя на него ответ захотел киевский фотограф Сергей Рыжков и отправился сначала в Святогорск, а затем в Почаев. Каким он увидел Всеукраинский крестный ход мира, Сергей рассказал и показал «Правмиру».
Сергей Рыжков
Провести Всеукраинский крестный ход мира, любви и молитвы за Украину благословил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Онуфрий. В своем Обращении, опубликованном 27 июня 2016 года на официальном сайте УПЦ, Его Блаженство призвал всех принять посильное участие в молитвенном шествии — ради прекращения войны на Востоке Украины.
«Настало время проявить свою христианскую сознательность. Простого созерцания Крестного хода — недостаточно. Кто может идти в Крестном ходе долго, пусть идет. Кто может передвигаться только в своем населенном пункте, пусть делает это. Если можете накормить паломников — всё это также является вашим участием в общем большом деле», — с такими словами обратился Митрополит Онуфрий к верующим.
Всеукраинский крестный ход мира стартовал с Востока и с Запада Украины. 3 июля — из Святогорской Лавры, 9 июля — из Почаевской. Конечная цель — Киев, Владимирская горка, Киево-Печерская Лавра, участие в богослужениях в День Крещения Руси, 28 июля.
В общей сложности это будет 25 дней пути, почти 700 км пешего ходу со Святогорской Лавры и 400 км из Почаева. Ежедневно верующие проходят от 16 до 40 км, по пути следования останавливаются в монастырях и храмах, где участвуют в богослужениях и поклоняются чтимым иконам и святыням. В крестном ходе с Востока несут чудотворную Святогорскую икону Божьей Матери, с Запада — Почаевскую.
100 лет не было ничего подобного
Я никогда в жизни не присутствовал на таких мероприятиях. И, честно, мне просто было интересно самому поприсутствовать на этом историческом событии, посмотреть своими глазами, а не читать в интернете комментарии «диванной армии».
В чем историчность? Специально интересовался, пересматривал информацию, и могу сказать, что более 100 лет точно ничего подобного вообще не проводилось. Да и нигде в истории не встречал я подобных ходов. Поэтому справедливо, что его называют первым всеукраинским.
Я перед этим многих спрашивал, и никто не мог сказать толком — зачем вообще нужны крестные ходы. Уже на месте, по пути следования мы выезжали чуть вперед, обгоняя крестоходцев, и в том или ином населенном пункте к нам подходили местные и тоже спрашивали: «А зачем они идут?»
Я и сам не понимал: ну идут себе люди, молитвы поют, акафисты читают, всё это красиво, хорошо — а цель? Не мог найти ответа на этот вопрос, пока не увидел всё воочию. А потом понял: вот мы освящаем машины, жилища, просим батюшку покрестить ребенка. И сейчас, по сути, происходит то же самое. Люди идут и освящают нашу землю: верующие — молитвой, а батюшки с ведрами святой воды окропляют по пути всё: машины, телеги, селян. Весело это. Даже не то, чтобы весело — радостно.
Помогает благодать
Я снимал обе ветки Крестного хода — и с Востока, и с Запада. Прошел от Почаева до Кременца, из Святогорска до Изюма. Затем поехали в Харьков и там пробыли 2 дня.
В первый же день я со своими больными ногами пробегал маршрут крестного хода туда и обратно. Включил на мобильном телефоне шагомер, и тот насчитал мне 67 км! Я не мог поверить в то, что это происходит. Да, усталость почувствовал: за ужином в конце дня — хлоп, и навалилась тяжесть. Но первую ночь так и не смог уснуть, мысленно всё шел и шел за этим крестным ходом.
А потом — рассвет, Каменка… Чистота, красота, которая там была, — это то, что передать словами нереально.
Что характерно — за все эти дни я не заметил ни одного грустного лица. Люди идут бодро, причем огромными шагами, кому ни рассказываю — не верят! Но я ни одной фотографии не фотошопил фактически, посмотрите сами. Они бегом бегут. Причем, что интересно, и с горки, и под горку.
Например, в понедельник, 11 июля, прошли очень много. Расстояние от Харькова до Люботина — это по горкам 24 км без единой остановки.
Кто организовывает и охраняет
Кто всё организовывает? Честно говоря, пока не знаю. По итогам того, что я видел, наверное, каждая епархия. За каждым населенным пунктом, через который проходит крестный ход, закреплены ответственные — из местных священников. Они обеспечивают ночлег, кормежку, автобусы. В Харькове ответственным был протоиерей Сергий Белянов, он шел впереди, а его жена с дочкой — в середине хода. Матушка потом говорила: «Не верила, что столько пройду».
Есть те, кто охраняет — запорожское казачество. У них хорошо отлажено взаимодействие с ГАИ, со всеми прочими дорожными службами. Ход идет как положено: с флажками, светоотражающей лентой, полностью отделен от проезжей части, никому не мешая и не создавая пробок.
Ночью никто не ходит — безопасность прежде всего.
Если сильно устал, в конце колонны едут автомобили, куда можно сесть отдохнуть. Можно вообще ехать какое-то время, если совсем нет сил. Сам видел, как людей подбирали в машины — никто никого на дороге одного не бросает.
На почаевской ветке кому-то стало плохо в дороге — сразу же подъехала скорая, оказали помощь, предложили пересесть в авто, но человек отказался: «Нет, я в порядке, просто солнце напекло» и снова пошел с крестным ходом.
Какие люди идут
Многие спрашивают: зачем, кому нужны эти самоистязания? Но начнем с того, какие люди там идут. Идут верующие, идут те, кто пошел с ними за компанию. И все, прежде всего, хотят мира на Украине. Иначе зачем человек оставил все свои дела, несет перед собой иконку, на обратной стороне которой написана молитва за Украину, и всё время эту молитву поет. Молитва о мире звучит не переставая.
Говорят, что там одни фанатики. Может быть, есть и фанатики. Но можно ли фанатиком назвать человека, который делает всё с такой радостью?
Мне доводилось раньше видеть религиозных фанатиков. Здесь видел человека с георгиевской ленточкой и портретом царя Николая ІІ, везде разошлась его фотография. Да, у нас на Украине сейчас плохо воспринимают георгиевскую ленточку — слишком много идеологических вещей теперь с ней связано, но с дядей этим теперь что делать — уводить, сажать в тюрьму? Так в нашей стране каждый имеет право на свободу совести.
Этот человек вообще на все крестные ходы ходит. Но назвать его фанатиком я не могу, не считаю, что он опасен для общества. Он верит в Бога, и царя-страстотерпца почитает как святого — так и Церковь почитает и даже канонизировала. Он всех призывает к миру и дружбе, к молитве, а поскольку постоянно участвует в крестных ходах, то очень много знает о том, как переносить тяготы пути, и в дороге всем подсказывал и давал советы.
Есть еще один — Федор из Винницы — его тоже можно было бы отнести к фанатикам, ведь он во всех крестных ходах участвовал. Но как он идет! Степенно, размеренно, с достоинством. Столько спокойствия в нем… Он мне напоминает слона, который движется вперед и не обращает внимания ни на кого. Он идет по жизни своим ходом, знает, верит. Мне с ним общаться было очень легко.
Этот человек может целый мастер-класс провести на тему, как преодолевать трудности длительного перехода. Что нельзя пить лишней воды, как экономить силы на переходах. Он знающий, толковый.
Вообще, думаю, в этом есть некое упущение со стороны организаторов крестного хода — не сделали подобные мастер-классы и не рассказали людям, поэтому многие оказались не подготовлены. Например, вышли в неподходящей обуви. Вот в Почаеве пошел дождь, и в мокрой обуви верующие очень быстро натерли ноги. Всё это можно было предотвратить.
Как идут
Крестный ход поделился на группы: люди идут семьями, сёлами. Идут и поддерживают друг друга, обсуждают какие-то свои вопросы. Делятся впечатлениями, кто-то селфи сделал — сразу отправляет в интернет: «Смотри, я таки герой, иду!» Многие, по сути, в этом крестном ходе имели возможность испытать себя — смогу ли я?
А как необычайно было в Почаеве! Акафист волнами переливался по крестному ходу: одни отпели, вторая часть дальше поет — это словами просто не передать.
Не ожидал, что пойдут в крестный ход архиереи. В первый день из Святогорской Лавры целый день во главе колонны шел митрополит Святогорский Арсений.
Из Почаева вышли и целый день провели в пути митрополиты Тернопольский и Кременецкий Сергий и Почаевский Владимир. Шли впереди и задавали темп всему крестному ходу.
Они преодолели расстояние от Почаева до Кременца — это 24 км. В Кременце, когда всех людей накормили, часть разъехалась, часть осталась на ночлег и пошла дальше.
Откуда столько людей
Один благочинный мне рассказывал, в чем состояла их задача: объявить по храмам о том, что будет идти крестный ход, развесить объявления, и на этом всё. Хотя, как по мне, если бы организовать машину, которая ехала бы впереди по сёлам и в громкоговоритель сообщала о том, что идет крестный ход, наверное, людей встречало бы еще больше. А так некоторые просто боялись этого непонятного шествия.
И меня сначала боялись. Старались не попасть в кадр, думали, что я провокатор. Говорили, что я переписываю людей, чтобы всех потом сдать СБУ.
А еще боялись, что плохо получатся на снимках. Но когда посмотрели в интернете первый день съемки, всем очень понравилось. На своем сайте я выложил фотографии, оперативно передал информацию, что можно посмотреть, как прошел ход из Святогорской Лавры, а затем из Почаева. Мы публиковали фототрансляцию прямо с места. Людям понравилось, и реакция затем уже была совершенно другая.
Как 5 тысяч до сих пор можно насытить двумя хлебами
При моей комплекции меня тяжело накормить, но при том, что была только постная пища, даже я наедался.
Готовят разные люди. В Кременецком монастыре всех кормили монахини и жители Кременца.
Из Харькова вышло около 10 тысяч — это реальная цифра, я видел и потому говорю. А в Люботине крестоходцев готовились принять в маленькой старой церквушке. Ей более 200 лет, ветхая, без ремонта, настоятель — старый батюшка. Приезжаю к ним за полчаса до прибытия крестного хода, а они всего лишь 200 человек ждут! Когда я назвал цифру, батюшка охнул, но со словами «с Божьей помощью как-то справимся» стал звонить по телефону.
Вот там я воочию увидел то чудо, что описано в Евангелии: как Христос накормил двумя хлебами 5 тысяч человек. За полчаса до прибытия крестного хода люди отовсюду начали сносить еду — что было в доме. И всё получилось, всех накормили. Я глазам не мог поверить, когда увидел, что верующие отдыхают поевшие, всем есть место.
На ночлег многих увезли обратно в Харьков на автобусах, часть осталась ночевать в палатках, которые с собой принесли, а остальным посносили матрасы со всего села, и они улеглись спать просто в храме.
Деньги, админресурс, провокации
Я против накручивания цифр: тех, кто идет постоянно, с самого начала, немного. Со Святогорской Лавры, думаю, это около 100 человек, из Почаева, наверное, также. Остальные проводят в крестном ходе какое-то время — день-два — и возвращаются. Для них организовываются автобусы. Так было в Кременце, в Харькове.
Бесплатно ли идут люди? Скажу, что видел я. Никаких денег не было вообще, даже разговора о них — специально интересовался.
Были случаи, когда приезжали к крестному ходу неравнодушные и хотели дать денег, но не знали, к кому обратиться. Например, где-то перед Изюмом встретили женщину, которая приехала приложиться к иконе. Поклонилась святыне, а потом искала, кому тысячу гривен дать, да так и не нашла. Никто не взял. И с карнавками никто не ходит. Разве что есть палатка с иконками и свечами из Святогорской Лавры.
Откуда напряжение
Откуда это напряженное отношение к крестному ходу со стороны наблюдателей? Думаю, все просто не верят в то, что люди идут по велению сердца, по своему желанию, а не за деньги или из-под палки.
В интернете сразу стали писать, мол, «батюшки идут, а под рясами у них автоматы и пулеметы». Честно говоря, просто смешно читать. И те, кто участвовал в крестном ходе — а каждый ведь идет с мобильным телефоном, сеть работает, люди заходят, интересуются — так просто смеются над всей этой клеветой.
Я спрашивал у местных жителей, когда мимо них проходил крестный ход: «Что вы чувствуете?» Говорят: «Благодать». Хотя сначала воспринимали с опаской. Но потом видят — чего бояться, когда вот, проходит батюшка с ведром воды, кропит всех, желает здоровья…
Многие просто подходят, просят благословения у святых икон. В Харькове километра на полтора растянулась очередь желающих, чтобы над ними чудотворную Святогорскую икону пронесли. Их же не силой загоняли.
Я видел людей и там, и там — и на Востоке, и на Западе Украины. Они ничем не отличаются. И там, и там выходили семьями, шли с одним и тем же настроением — просто всем хочется, чтобы война закончилась. В Кременце я спрашивал, в Харькове — везде говорят одно и то же: «Надоело противостояние. Хотим, чтобы всё это прекратилось».
Идут не просто, чтобы идти, а ради мира. Мне говорят: «Ну как можно всерьез верить, что они пройдут, и это поможет восстановить мир?» Отвечаю: а петиции? Электронные петиции, под которыми сегодня собирают подписи в интернете, они чему-то помогают? Но ведь сидят люди и пишут, и верят, что это поможет.
Так то интернет, а здесь реально люди вышли, 20 000 человек в общей сложности.
Угрозы и опасности
Звонят друзья, волнуются: «Вы не боитесь провокаций, нападений?» Верю, что Боженька хранит тех, кто идет, посылает настроение и возможности. А от провокаций и нападений где угодно можно пострадать.
Честно говорю, местами было страшно… Доходила информация, что будут провокации перед входом в Кременец. Но если что-то и планировалось, думаю, недоброжелатели просто испугались того огромного количества людей, которые шли навстречу.
Говорят, в Харькове ожидали провокаций. Другие фотографы рассказывали, что приехали ребята какие-то, запустили к крестоходцам женщину с палочкой и георгиевской ленточкой, поснимали ее 5 минут, а затем посадили в машину и уехали.
А так георгиевских ленточек я видел только одну — на единственном человеке, которого я сам на всех снимках показываю. Но это старый дедушка, он, наверное, еще при Сталине с георгиевской ленточкой ходил.
Культура и единство
Кроме всего прочего, это также масштабная культурная акция, такой вот обмен между людьми — не только мнениями, но и обычаями, традициями.
Шли в разной одежде — кто в чём. Я в вышиванке ходил и в Почаеве, и в Изюме. Приехал в Святогорск — я-то думал, там все на російській мові разговаривают. Ан нет, чистою українською! Зашел к председателю сельсовета, висит украинский флаг, государственная символика.
Думаю, это тот неожиданный результат крестного хода, который никто и запланировать не мог — объединить людей, дать им возможность пообщаться, и тем самым поменять ментальность. Нас ведь разобщили, и дальше продолжают разделять, чтобы мы не общались. А крестный ход людей сплотил.
Красота, сила и любовь
В походе у меня зародилась идея сделать выставку и, может быть, подарочный альбом «Красота и сила православия». Потому что реально эти люди несут миру красоту православия, показывают его силу.
И не только православия — красоту родной земли, например. Я очень давно не видел таких пейзажей, а так прошел по Украине, посмотрел.
Любовь к родной земле, к людям — вот что я там увидел, в этом крестном ходе. Ни раздражения, ни дрязг, ни насупленных лиц — только радость, только свет. Вот будете смотреть фотографии — ну нет там грусти, безнадеги нет!
О себе могу сказать, что я за эти дни лет на пять помолодел. И решил, что опять туда поеду: хочу всё досмотреть до конца.
*Обратите внимание на эти лица. Они совершенно другие!
И так отличаются от харь и морд беснующихся в Киеве и др."цэевропейских" местечек.
Комментарии (0)