Война в Донбассе приковала на два года внимание к востоку
В силу определенных обстоятельств этот регион принято считать монолитом и видеть почти во всех его обитателях стопроцентных украинских националистов и бандеровцев, ориентированных на
Однако в последнее время в информационных лентах появляются сообщения, которые заставляют нас задуматься: а так ли запад Украины монолитен? То председатель облсовета Закарпатской области Михаил Ривис намекнет на местном телевидении, что при определенных обстоятельствах центральные власти могут не досчитаться
— Да, если смотреть из России (и в значительной мере — из Надднепрянской Украины), то Западную Украину можно считать некой монолитной общностью. Главный критерий при этом исторический — меньшее время пребывания в составе Российской империи/ СССР, но есть и геополитический — огромная поддержка «западного» пути развития, вступления Украины не только в ЕС, но и в НАТО, — рассказывает политолог Алексей Хоменко. — Однако Западная Украина, безусловно, четко разделена на исторические края: Буковину, Волынь, Галичину, Подолье и Подкарпатье.
При этом Буковина, Галичина и Подкарпатье имеют общую «австро-венгерскую» часть истории, которая в культурно-ментальном плане иногда перевешивает не только межвоенное пребывание этих территорий в составе Румынии, Польши и Чехословакии/Венгрии соответственно, но и четвертьвековые попытки Киева унифицировать эти регионы с остальной Украиной.
— Если Западная Украина, то какие в ней существуют противоречия и между кем? И что общего между галичанами и волынянами, закарпатскими русинами и гуцулами?
— Публичных конфликтов между представителями различных регионов практически не происходит, за исключением инспирированных из Киева захватов храмов УПЦ МП боевиками Филарета при поддержке «Правого сектора» и местных правоохранителей. Однако дальнейшие перспективы развития Западной Украины будет определять ее главный внутренний конфликт — между весьма специфичной в ментальном и религиозном смысле Галичиной и остальными краями.
У него несколько уровней. Как правило, все обращают внимание на конфликт между Украинской греко-католической церковью (УГКЦ) и православными конфессиями. Однако, по моему мнению, главным является наличие в умах галичан (причем не только политиков, но и обычных людей) картины некоего «галицкого мира», судить о котором можно по программе и действиям партии «Свобода». И не просто наличие, но и готовность достаточно активно и даже агрессивно за этот мир бороться.
Правда, пока стратегией «политических галичан» является сначала завоевание Киева, а потом, используя его ресурсы, распространение своего влияния на соседние регионы Западной Украины. Однако в Буковине, Волыни, на Подкарпатье и Подолье существует подсознательный страх перед галичанами, и Киев активно этим пользуется, неявно разжигая противоречия между регионами Западной Украины, чтобы сохранить свое влияние.
— На Закарпатье постоянно звучат, в том числе и от высоких должностных лиц, высказывания, которые можно интерпретировать как сепаратистские. Например, слова главы облсовета Закарпатья Михаила Ривиса, который, как недавно написали украинские СМИ, поставил под сомнение пребывание Закарпатья в составе Украины при определенных условиях. Как это понимать? К тому же венгерский парламент недавно высказался за автономию, которая должна быть предоставлена закарпатским венграм. Насколько все же центробежные силы серьезны в этом регионе?
— Подкарпатье (так Хоменко, по европейскому образцу называет то, что в России и на Украине называют Закарпатьем — прим. ред.) — единственный регион Украины, который может быть отторгнут от этой страны по «крымскому сценарию», только роль перешейка сыграют карпатские перевалы.
То, что Венгрия до сих пор этого не сделала — следствие несамостоятельности внешней политики этой страны, как и большинства государств, входящих в ЕС и НАТО. Кроме того, Венгрия — достаточно бедная по меркам Европы страна, что снижает поддержку воссоединения с ней Подкарпатья в глазах жителей края, которые привыкли зарабатывать в Чехии, Германии, Италии и т.д.
Ситуацию также усугубляет сложность венгерского языка, который большинство жителей Подкарпатья знает лишь на бытовом уровне. Однако Будапешт, безусловно, будет и далее требовать создания автономии для венгров Подкарпатья, а для начала — объединения всех населенных пунктов, где венгры составляют большинство, в один административный район Закарпатской области и создания на его базе одного мажоритарного округа по выборам в Верховную Раду.
Что касается регулярных заявлений отдельных представителей власти в Ужгороде, которые трактуются как «сепаратизм», то не следует воспринимать их серьезно — как и в других регионах. К примеру, осенью 2014-го мэр Львова Садовой, комментируя принятый закон об особенностях местного самоуправления на Донбассе, заявлял: «То, за что мы бьемся десятки лет, некоторые области могут получить автоматически. А другие должны сидеть и ждать с моря погоды».
На самом деле, подобные заявления, как и декларативные требования некоторых облсоветов к Кабмину относительно «разграничения полномочий», — всего лишь попытки получить от центра либо деньги, либо другие материальны ценности (государственные земли, к примеру), либо условный «метр государственной границы» (разрешение на контрабанду).
— О Карпатах говорят, что это такое мистическое место, населенное колдунами-мольфарами и прочей чертовщиной. Обычно множество колдунов, русалок, леших и прочих встречаются в традиционных, то есть крестьянских обществах. Как, по-вашему, Карпаты и сейчас остаются традиционалистским регионом или все же «десакрализация» его изменила?
— Карпаты остаются наиболее мистическим и эзотерическим местам страны. Конечно, десятилетия независимости Украины значительно подорвали основы народных верований и традиций, которые ранее сохранялись в значительной мере как основа духовного сопротивления коммунистическому режиму.
После 1991-го такая потребность исчезла, кроме того, по Карпатам сильно ударила разруха в Украине 90-х. Молодежь уехала, люди среднего возраста стали спиваться. Однако начало «экономического возрождения Карпат» — массовая вырубка лесов, постройка личных и коммерческих рекреационных комплексов — на самом деле, лишь ухудшила ситуацию.
Произошло фантастическое имущественное расслоение местного населения и его массовое замещение приезжими. Те, кто не хотел жить в режиме традиционного натурального хозяйства или не находил работы в условном «Буковеле» (самый знаменитый украинский горнолыжный курорт — прим. ред.), уехали на заработки за границу, а земли, где столетиями трудились их предки, достались приезжим из центра и востока Украины.
При этом парадоксально, что нынешний экономический кризис в Украине и фрустрация жителей Карпат, поначалу массово поддержавших Майдан и войну на Донбассе, приводит к своеобразному ренессансу традиционных верований.
Ведь если рациональное мышление подсказывает, что ни у страны в целом, ни у карпатского региона, ни у конкретного села или семьи нет никаких перспектив — всегда можно обратиться к мольфарам и духам лесов, которые утешат, пообещают светлое будущее или хотя бы скорый развал России.
— В Галичине мифологизируют времена ее пребывания в составе Австро-Венгрии и личность цесаря Франца-Иосифа, так как считают, что лучше, чем тогда, галичане не жили никогда. Яценюк на Буковине даже памятники австрийскому императору поставил в свое время. Насколько в таком случае на Западной Украине популярны идеи монархии и восстановления на этих землях власти Габсбургов? Или это фантазии западно-украинских интеллектуалов?
— Безусловно, пока что возрождение монархии в Западной Украине, несмотря на наличие законного наследника престола Короля Галичины и Владимерии (Волыни) и Герцога Буковины — Карла фон Габсбурга — является «салонной идеей». Однако, учитывая мифологизированность Дунайской монархии в Буковине, Галичине и Подкарпатье и прогрессирующий экономический кризис в Украине, эта идея вполне может появиться на реальной политической повестке региона.
Однако есть и другая перспектива — Западная Украина может быть не просто оторвана от остальной страны, но и разорвана между Польшей, Румынией и Венгрией. Единственный шанс на ее единство и квазигосударственность — если в Брюсселе не захотят усиления вышеперечисленных «новых членов», а к тому же — из чисто эстетических соображений — решат создать поддающуюся европеизации Украину.
И вот эта «маленькая», во всех смыслах Западная Украина вполне может получить монархическое устройство, поскольку есть законный и признаваемый европейскими монархами наследник престола — Карл фон Габсбург-Лотаринген.
— Насколько Западная Украина чувствует себя единым регионом, чтобы добиваться автономии для себя и создания собственной политической силы по типу восточноукраинской Партии регионов, но которая бы представляла в Верховной Раде запад страны?
— Пока не ни такой партии, ни перспективы ее создания. Региональные партии («Свобода» и «Украинская галицкая партия» в Галичине, «Единый центр» и венгерские партии в Закарпатье, «Родной город» в Черновцах) либо заняты решением местных проблем, либо готовы принять априори подчиненное Киеву положение за какой-то финансовый или материальный ресурс.
Автор:
Комментарии (0)