Наверное, отцы-основатели Евросоюза не слишком серьёзно задумывались над тем, к чему приведёт чрезмерное расширение Евросоюза. А чтобы это понять, не нужно никаких теорий. Достаточно посмотреть на любую большую страну, чтобы увидеть в ней регионы-доноры и дотационные регионы.
В Евросоюзе точно так же есть страны, которые платят деньги, а есть те, кто их получает. Казалось бы, последним следовало бы вести себя скромнее и прислушиваться к мнению «старших». Только вот «младшие» слушать ничего не хотят, но и от денег не отказываются.
С началом кризиса беженцев главный удар приняла на себя самая богатая страна Европы — Германия. Правительство ФРГ настаивает на том, чтобы распределение беженцев по странам было пропорциональным. Только вот страны Восточной Европы с этим не согласны и делают всё наоборот, ограничивая приём беженцев и даже перекрывая границы.
Особенное недовольство немцев вызывают Польша и Венгрия. Обе страны являются дотационными, получая экономическую выгоду от своего членства в ЕС. При этом Венгрия отказывается принимать беженцев, стараясь как можно быстрее их выпроводить за пределы страны. Польша, кроме этого, вызвала недовольство новым законом, ограничивающим полномочия Конституционного Суда.
Никакие увещевания со стороны Брюсселя и Берлина на этих отступников от принципа европейской солидарности не действуют. А они и не будут действовать, поскольку устав Евросоюза не предполагает никаких санкций в отношении таких стран. Они и дальше могут безнаказанно принимать деньги и не участвовать в решении кризиса беженцев.
Депутаты Европарламента от ФРГ с таким положением дел мириться не хотят, а потому внесли предложение провести реформу Евросоюза. Суть реформы сводится к сокращению или прекращению выплат из общего бюджета тем странам, которые не проявляют должной солидарности в вопросе распределения беженцев, а также недостаточно уважают европейские ценности.
Предложение вполне резонное, поскольку ФРГ является главным донором Евросоюза. Только вот воплощение в жизнь его будет делом очень нелёгким. Европарламент не имеет права законодательной инициативы. Таким правом в Евросоюзе обладает только Еврокомиссия. Кроме Европарламента есть ещё и Совет ЕС. Чтобы предложение немецких депутатов получило ход, Еврокомиссия должна внести предложение о соответствующем законе и предложить законопроект на рассмотрение Европарламента и Совета ЕС. Закон будет принят, если будет одобрен в трёх чтениях обеими инстанциями.
Вот такой долгий путь. Понятно, что европейские нахлебники будут всячески противодействовать продвижению этого закона. Они могут даже решиться на откровенный шантаж в виде угроз провести референдум вроде британского. И, казалось бы, что избавление от обузы должно пойти на пользу Евросоюзу, но сама возможность его развала пугает очень многих.
Кризис беженцев ясно показал, какие проблемы и разногласия есть в Европе. Он также показал ошибочность чрезмерного расширения Евросоюза за счёт стран Восточной Европы. Ни их экономика, ни их менталитет не соответствовали тем стандартам, которые прописаны в уставе Евросоюза. Теперь от них же исходит и главная угроза стабильности всего объединения. У Британии, которая была вторым донором Евросоюза, терпение уже лопнуло. Кто следующий?
Автор: Евгений Сизов
Комментарии (0)