Украина перерезает железнодорожное пассажирское сообщение с восточным соседом
С 1 июля Украина прекращает железнодорожное пассажирское сообщение с Россией. Об этом
Дело, понятно, не в электричке. И не в деньгах. Даже сегодня пассажиропоток железнодорожным транспортом между Украиной и Россией насчитывает почти 2 млн. человек в год — ездят, в основном, украинцы, работающие в России. И это очень выгодные для «незалежной» перевозки. По данным бывшего замминистра транспорта Украины Александра Кавы, все они совершаются составами украинского формирования, причем цены на них в четыре раза выше внутриукраинского тарифа.
Но Киев убытки в данном случае не волнуют, поскольку он зарабатывает политические очки. О готовящемся прекращении пассажирских перевозок заговорили сразу после введения Украиной новых антироссийских санкций на прошлой неделе, и прекращения перевозок грузовых. От последнего решения пострадали российские перевозчики: «СГ-транс», «Нефтетранссервис», Первая грузовая компания, Федеральная грузовая компания, «Промтрансинвест», «Рейл1520 Сервис», «Агрокомплекс», «Астон продукты питания и пищевые ингредиенты». Все они уходят из «незалежной», и тем самым дают Киеву повод поиграть мускулами.
Новые санкции и другие шаги, отгораживающие Украину от России, по мнению экспертов, лоббируют секретарь СНБО Александр Турчинов и спикер Верховной рады Андрей Парубий. Кроме того, резкие шаги в отношении Москвы находят поддержку в «Блоке Петра Порошенко» (БПП) — крупнейшей фракции украинского парламента. Там считают, что любое обострение отношений с Россией, будь то отключение соцсетей, прекращение железнодорожного сообщения или перспектива введения виз, поднимают рейтинг президента
От отказа от пассажирских железнодорожных перевозок с Россией выигрывают немногие. Прежде всего, это так называемые маршруточники — частные предприниматели, осуществляющие автотранспортные перевозки в Россию из приграничных украинских городов: Чернигова, Харькова, Сум. Еще один выгодоприобретатель — белорусская авиакомпания «Белавиа», наладившая авиационное сообщение Украины с Россией через Минск после запрета украинскими властями прямых рейсов в октябре 2015 года. Сейчас компания якобы уже начала готовиться к увеличению пассажиропотока на направлении Москва-Минск-Киев, ставшем приоритетным.
Что на деле стоит за решением Киева, какими будут его последствия?
— У каждого третьего украинца есть родственные связи в России, — отмечает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — Остановка железнодорожного сообщения разорвать их, конечно, не сможет. Люди наверняка будут общаться через социальные сети, которые, уверен, будут работать на Украине несмотря на любые блокировки.
Но в целом, конечно, этот путь ведет к полному отгораживанию Украины от России. То, что он реализуется теперь, связано с новым пониманием руководством «незалежной» реальной ситуации. Сейчас, по-видимому, стало ясно окончательно и бесповоротно, что в отношениях РФ с этим руководством мосты сожжены.
Кремль дал ясно понять, что не воспринимает нынешнюю украинскую власть вообще никак. И вопрос только в том, будет ли Кремль предпринимать жесткие шаги в отношении этого руководства, создавая ему внутренние проблемы, или не будет.
Фактически, украинское руководство сейчас заинтересовано в том, чтобы спровоцировать Москву на резкие шаги. Спровоцировать, чтобы снова привлечь к Украине внимание США и Запада в целом, которое значительно ослабло, и вернуть ее в западную повестку дня. В том числе, по вопросам оказания финансовой и военной помощи.
«СП»: — Почему Кремль не хочет иметь дело с киевским режимом?
— Прежде всего потому, что Москва убедилась: у Петра Порошенко нет политического ресурса для того, чтобы о чем-то вообще договариваться. Порошенко, с точки зрения Кремля, — виртуальная фигура. Говоришь с ним или не говоришь — все равно он ничего сделать не может, или еще и не хочет. Поэтому Порошенко перестает быть партнером для переговоров, и поэтому, как я понимаю, президент РФ Владимир Путин в открытую называет нынешнюю украинскую власть нелегитимной, хотя раньше он такие выражения не использовал.
Россия формально признала киевскую власть, но в конце концов оказалось, что договориться с ней ни о чем нельзя. Причем, ведет себя эта власть по отношению к Москве чрезвычайно враждебно.
Как я понимаю, Россия пока не применяла реальных жестких мер против украинского руководства. Такие меры ударили бы в первую очередь не по «шоколадному королю», а по простым украинским гражданам. Москва, по-видимому, не считает это правильным.
«СП»: — Если Киев полностью перережет железнодорожное сообщение, Москва будет отвечать?
— Мне кажется, в ближайшие месяцы Россия никак отвечать не будет. Киев планирует, если верить СМИ, прервать пассажирское железнодорожное сообщение с 1 июля. А 6 июля в Гамбурге открывается саммит G20, и на нем, возможно, между Россией, США и ЕС будут достигнуты какие-то договоренности по Украине.
Да, шансы на это малы. Но исключить такую вероятность нельзя, и создавать препятствия для договоренностей, думаю, Москва не станет.
Вот когда — уже после 6 июля — станет ясно, что договориться ни о чем не получится (причем, не на текущий момент, а в среднесрочной перспективе), от Москвы можно ожидать ответные шаги.
Если Москва посчитает, что выполнить условия Запада она не может или не хочет, смысл занимать сдержанную позицию по отношению к Киеву пропадет, и Кремль сможет применить жесткие ответные меры. Он может, например, разорвать соглашения о поставках ТВЭЛ для украинских АЭС, или полностью прекратить поставки газа через территорию «незалежной».
На деле, у Москвы имеются колоссальные возможности, чтобы поставить Киев в очень сложное положение. И до сих пор она не задействовала их даже на 2 процента.
Комментарии (0)